Мы завершаем наш разговор об истории формирования церковной иерархии, и в нём мы разберем те причины, которые повлияли на то, что власть пресвитеров и епископов перестала быть выборной.
Вероятнее всего, основной причиной отказа от выборности иерархии стали участившиеся в 3-4 веках конфликты при избрании предстоятеля. При выборе епископа помогли формироваться даже различные партии.
Так об этом пишет святитель Иоанн Златоуст:
“Все они, разделившись на многие партии, каждый стоит за своего кандидата, предлагают один — одного, другой — другого”.
Как в ту эпоху достигался компромисс между двумя приблизительно равными партиями, точно сказать нельзя. Существует две версии относительно участия мирян в этих выборах.
Сторонники первой версии видят в выборах епископа продолжение практики римских народных собраний. Сторонники второй считают, что народ мог лишь остановить избрание кандидата своими криками.
Сторонники этого варианта зачастую ссылаются на обычаи введенные якобы Александром Севером при избрании на государственную должность. Он объявлял имена кандидатов и предлагал всем, кто не согласен с избранием, выдвинуть свои обвинения, ссылаясь, при этом на христиан и иудеев.
Однако, как мы говорили в предыдущий раз, в первые три века никакой формализованной практики всё же не было.
Из-за разногласий при выборе епископа, внутри общины даже мог возникнуть раскол, как это и случилось в Риме в начале третьего века, при Еколисте и Ипполите из-за слишком мягких дисциплинарных взглядов первого.
Позже в четвёртом веке, дело доходило даже до открытых столкновений и уличных боев. Яркий пример этому споры в Риме, в триста шестьдесят шестом году.
“Партии разделились, и борьба доходила до кровопролитных схваток и смертного боя между приверженцами того и другого. В базилики Сицинина, где совершаются отправление христианского культа, однажды найдено было сто тридцать семь трупов убитых людей, и долго пребывавшая в озверении чернь лишь исподволь и мало-помалу успокоилась”.
Ещё острее борьба протекала в Константинополе. Хотя до открытых столкновений дело там дошло всего лишь один раз, в 342 году, когда погибло несколько тысяч человек.
Каждый раз при освобождении кафедры, начинались сильные народные волнения и в город приходилось вводить войска. Из 14 выборов 4-5 веков сильными волнениями отмечены 6. В остальных же случаях они ни происходили лишь потому что были во время подавлены.
В крупных городах стычки требующие вмешательства государственных властей или войск не были редкостью.
Почему же такие ситуации возникали в третьем и особенно в четвертом и пятом веках, и были невозможны во втором веке?
Дело в том, что ключевым фактором в истории христианства 2 века были притеснения со стороны государства. Не законный статус новой религии обуславливал с одной стороны малое количество приверженцев, с другой стороны отсутствие случайных людей в общине.
Далеко не каждый был готов отказываться от привычной ему жизни и о социальных привилегий. Епископская же должность и вовсе была опасна.
Епископ был первым кандидатом на мученическую смерть. Членов общины сплачивало постоянное ожидание преследования, и споры о предстоятеле если и возникали в таком коллективе, то, скорее всего, достаточно быстро решались к всеобщему удовлетворению.
Надо учитывать также, что в первом и втором веках были сильные эсхатологические ожидания и считалось, что епископ будет нести ответ за ту общину, в которой он поставлен.
Так Ориген замечает, что, возможно, лидеры церквей не стали бы состязаться за место и почет которое оно даёт, если бы помнили, что им придется отвечать за грехи тех церквей.
Однако, в 3-4 веках ситуация изменилась, и возникшие проблемы требовали всё более и более четкой модели управления. Увеличение политического веса церкви, прекращение гонений и, как следствие, всё более и более часто возникавшие конфликты при выборе предстоятеля стали основными причинами того, что церковный народ был отстранен от выборности власти.