Может ли у священника быть хорошая машина?

Церковь

Мы разбираем старые и новые фейки о церкви и всё то, что обратило на себя внимание за последние дни, недели или последнее столетие. У нас мало времени, всего одна тема — приступим.

С чего всё началось?

Журналисты в одном из регионов откликнулись на многочисленные публикации о случае описанным в социальных сетях. Некий гражданин-мужчина стал очевидцем того, как на парковке молодой человек переодевался в подрясник возле иномарки. Принадлежность иностранного автомобиля священнослужителю показалась горожанину вопиющим фактом. Он сделал фото и разместил пост в соц. сетях. Десятки региональных СМИ перепостили это сообщение, снабдив обвинениями в безнравственности. Позже журналисты выяснили, что автомобилю более пяти лет, и он был подарен молодой семье священника отцом его жены, к рождению их первенца”.

Честно ли это?

Сегодня в СНГ автомобилями моложе 5 лет и стоимостью от 800 тысяч до двух миллионов местной валюты пользуется почти 20% процентов населения, в среднем. И только одна группа граждан лишена права со спокойной душой держать в своей собственности честно заработанный автомобиль.

Миллионам гражданам можно, а вот священникам нельзя. Обладание автомобилем уровня выше “рафика” или “каблука” это для священника почти как “измена родины”. Так считает пресса и социальные сети.

Самое интересное, что сами прихожане, как правило, с добродушием относится если у священника (тем более, многодетного, деятельного, любимого приходом, настоящего такого труженика, заботливого пастыря) если у него есть хороший автомобиль или приличное жилье.

А вот попрекают этим церковь и христиан, как правило, люди далёкие как от церкви, так и от христианства в целом. А иногда даже открыто позиционирующие себя атеистами. Но именно они точно знают, как устроена христианская вера и как христиане должны себя вести.

Что говорят люди?

Прелюбопытнейшие явление, скажем мы вам “богословие от безбожников”. Основной их тезис звучит так:

Священник должен вести жизнь серой, незаметной мыши. Тяготеть к бедности и выглядеть не ахтительно. Жену иметь заурядную, автомобиль убогий, жилье второстепенное, кругозор посредственный, взгляды дремучие. В общем, звёзд с неба не хватать, все мирские интересы неуклонно стремятся к нулю”.

И вот тогда, как заявил один артист из миллионеров, я к нему может приду и свечку у него куплю. В общем, скудность, бедность и мало обеспеченность — основной признак правильного духовного пути.

Как можно возвещать с амвона о презрение к мирским благам, а затем усесться в дорогой автомобиль?” — пишет нам добропорядочный журналист, выстукивая буквы на модном американском ноутбуке.

И не менее модный читатель, гневно тыча пальцем в экран последнего смартфона за ту же сумму комментирует:

Я с трудом представляю Христа на позолоченной колеснице”.

Думаю, многие богословы-безбожники удивятся если узнают, что в христианстве нет обязательного предписания следовать внешнему образу жизни Христа. А иначе бы пришлось ликвидировать все родильные дома и заставлять женщин-христианок рожать детей в сараях. Ну а среди допустимых профессий осталось быть только две: столяра и камнеукладчика.

Тема богатства в Ветхом и Новом заветах

Думаем также, что богословы от безбожников удивились бы узнав, что шестая часть всех изречений и слов Спасителя была посвящена теме имущества и возможностям, которые даёт богатство.

В Ветхом и Новом заветах теме богатство посвящены около 2000 стихов. Каждая третья притча Христа строится на таких образах как:

  • “сокровище”;
  • “богатый урожай”;
  • “удачное вложение”;
  • и даже “процентный рост”.

И всё это используется в самом положительном контексте.

Материальные средства для Христа это не грязная тематика. Проблема с богатством начинается тогда, когда она лишает человека Святага Духа.

Вот Екклесиаст учит:

Богатство — это дар Божий”.

Христос в Евангелии предупреждает:

Трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие”.

Притча о богаче и Лазаре

Потому что богатые рискуют быстро сойти с ума от своего богатства и превратится из человека в поросенка.

Вспомните притчу о безумном богаче и Лазаре. Перед глазами зажравшегося богача был нищий, который мечтал о крошке с его стола. Это же форменное свинство. И слова Спасителя в адрес другого богача:

Безумный, всю ночь и душу твою возьмут у тебя” — это тоже об этом же.

Безумный здесь, это не характеристика состояния его личного счета. Эта характеристика состояния его осатаневшей от достатка души. Богач осуждается не за богатство, а за то, что его внутренний мир стал бесчувственным и гордым.

Что говорил Христос?

Христу нужно было донести до своих слушателей очень простые вещи: не многодетность, не богатство, не ученость, не даже крепкое здоровье не являются признаками богоизбранничества.

Точно так же, как бездетность, нищета, необразованность или даже тяжкая болезнь не являются признаками богооставленности. Но ведь именно так считали люди этого времени!

А Христос напротив: в пику всем этим стереотипам из необразованных набирает себе учеников. Бездетных делает величайшими персонажами Священной истории. Нищету объявляет “блаженством”, а прокаженным вообще говорит:

не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии”.

Христос ломает все парадигмы, все клише того времени. А самое устойчивое клише было тогда связано с богатством. Если ты богат — ты любимчик Божий. А Христос говорит — “нет”. Богатство может привести к большой катастрофе, а может и не привести. Всё зависит от человека.

Но само по себе богатство и достаток не осуждаются Христом и Евангелием.

“Богатство приобретает много друзей” — как учит царь Соломон в притчах. А также даёт богатому “покой и насыщения”, как учит книга Премудрости. Поэтому и Святитель Иоанн Шанхайский пишет в своей статье “Христианское отношение к богатству и бедности” следующее:

И бедность, и богатство нравственно нейтральны. Это только марксизм возводит материальную сторону бытия в категорию нравственного добра или нравственного зла”.

“Соломенное чучело”

И вот тут хороший вопрос:

Почему вчерашние марксисты, вопиющие дилетанты в вопросах веры, сегодня богословствуют заставляя церковь краснеть за то, что никакого отношения к её традиции и её учению не имеет?”.

Прехорошенькое дельце получается. Они нафантазировали, а нам оправдывайся. Но на самом деле, этот манипулятивный приём известен ещё со времен древнегреческих софистов и называется он “соломенное чучело”.

По сути, это ничто иное как подмена тезиса. Вам подкидывают фиктивную точку зрения утверждая, что именно она является вашей основной и предлагают мужественно и печально её опровергать.

Однако, это абсурдное утверждение приписанное вам и ваша попытка как-то оправдаться в нем — всё это только усугубляет ситуацию, создавая, по словам Ли пиана Самосадского:

Образ соломенного чучела, в которые наивные стрелки пускают стрелы как в реального врага”.

Вывод

Мы хотим, чтобы вы нас правильно поняли. Тема скромности, разумности, умения не выпячивать себя, сохранять своё достоинство как в бедности, так и достатке, это всё правильные вещи — здесь вопросов нет. Это общая гражданская и культурная позиция, и каждый священник так же, как и любой другой воспитанный человек должен придерживаться этой этической линии. А если это не так, то первый кнут будет от своих же.

Но вот когда от имени и по поручению, различные безбожники-агностики, далекие от церкви журналисты или прохожие с фотоаппаратом начинают нас учить как “родину любить”, хочется им посоветовать: сначала хоть сами чему-то научитесь, а потом других просвещайте.

А то сегодня куда ни плюнь, всюду специалисты. Все знают как управлять страной, как лечить болезни и сколько денег должно лежать в кошельке у ближнего.

Это большое заблуждение. Просто таков наш век.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт