Всем привет. Мы продолжаем разбирать историю формирования церковной иерархии и сегодня поговорим о выборах епископа в древней церкви.
В предыдущий раз, мы говорили о том, что фигуры епископов появляются в них как сама собой разумеющаяся. В посланиях нет указаний на то, как должен избираться этот человек, кто должен это делать, какими функциями он обладает. Есть лишь требование к моральным качествам епископа.
Логично предположить, что, как и в других иудейских по происхождению общинах, должность епископа было выбранной. И если Новый Завет не содержит указаний на это, то один из самых ранних христианских текстов “Учение 12 апостолов” очень ярко об этом свидетельствует.
В 15 главе этого произведения мы читаем следующее:
“Рукополагайте себе епископов и диаконов, достойных Господа, мужей кротких и несребролюбивых, и истинных, и испытанных, ибо и они исполняют для вас служение пророков и учителей. Поэтому не презирайте их, ибо они почтенные ваши наравне с пророками и апостолами”.
Слово «рукополагайте» может быть также переведено как “избирать”.
В то же время, автор текста “Учение 12 апостолов” не дает практически никаких указаний относительно того, каким образом должны выстраивается взаимоотношения между епископом и общиной.
Большое внимание у автора уходит на то, чтобы описать проверку подлинности пророков и странствующих учителей, которые приходили в христианские общины и могли быть либо ложными, либо истинами.
И как мы увидели из предыдущего отрывка, епископы и диаконы ставятся в один ряд с пророками и учителями. Более того, автору текста необходимо защищать авторитет епископов и диаконов.
Это мы видим из следующего отрывка:
“Поэтому не презирайте их, ибо они почтенные ваши наравне с пророками и апостолами”.
Из приведенной цитаты мы видим, что служение апостолов и диаконов было не только выбором, но более того, оно ещё и требовало защиты.
Кроме того, очевидно, что функции епископов и диаконов пересекались с функциями пророков и учителей. Это мы также видим из текста:
“Пророкам же предоставляйте совершать Евхаристию по изволению”.
Слова “благодарить” также может означать “совершать евхаристию”. Таким образом, в дидахэ мы по-прежнему не видим указаний на какую-либо четкую иерархию. Система власти внутри общины по-прежнему остается непонятной.
Очевидно, что большую роль собрания христиан играют странствующие проповедники и странствующие пророки, они могут давать указания совершать евхаристию. В то же время, местные управители епископы и диаконы поставляются общиной, а их функции остаются неизвестными.
Важные сведения о структуре управления церкви рубежа 1-2 веков содержится также в послании Климента Римского к коринфянам. В нём автор свидетельствует о том, что коринфская община спустя 30 лет после смерти апостола Павла по-прежнему управляется коллегии пресвитеров.
“будем почитать предстоятелей наших уважать пресвитеров” — пишет Климент.
Терминология, которая используется по отношению к управителям общины, в этот период по-прежнему не устоялась. Слова “епископы” и “пресвитеры” и даже “игумены” используются в данном случае и в данном тексте как равнозначные.
В то же время, Климент первым говорит о наследии епископами и пресвитерами власти от апостолов. Даже пытается найти пророчества на эту тему в Ветхом Завете. Однако, чуть ниже он уточняет, что пресвитеры были поставлены во главе коринфской общины с согласия всей церкви.
Большинство ученых склоняются к тому, что и церковь Рима, частью которой был Климент, также управлялась коллегией пресвитеров. Свидетельства об этом мы находим в книге “Пастырь”.
Несмотря на то, что в ней практически нет ничего о системе церковного управления, в одном из повелений звучат следующие слова:
“Ты прочтешь ее (книгу видений) в этом городе (т.е. з Риме) вместе с пресвитерами, предстоятелями Церкви”.
Дальше, в этом же тексте встречается имя Климента, который должен отослать книгу Хермы в другие во внешние города. А также имя Гранта, который должен прочитать эту книгу вдовицам и сиротам.
Из этого отрывка мы можем предположить, что церковь Рима управлялась коллегией пресвитеров, у каждого из которого были свои функции.
Однако, уже в этот период в начале второго века мы видим и другую тенденцию: централизация власти и возникновение монархического единоличного епископата. Об этом мы поговорим с вами уже следующий раз!