Община выбирает епископа?

Церковь

Мы продолжаем говорить об истории формирования церковной иерархии.

В прошлый раз мы уже разобрали с вами ту двойственную ситуацию, которая сложилась в начале второго века. С одной стороны, мы видели, что существуют общины, которые управляются коллегиями пресвитеров. С другой стороны, уже возникает монархический епископат.

Сегодня же мы поговорим с вами о той ситуации, которая была в церкви на протяжении 2 и 3 веков. В целом, этот период можно охарактеризовать как время сосуществования различных моделей церковного управления.

Выборы епископа

Выборы епископа, роль которого становится всё более и более значимой, по-прежнему существуют в древней церкви. Однако, в разных общинах существуют разные процедуры этих выборов.

В большинстве случаев, епископ выбирался из числа членов местной общины, однако, существовали и исключение. Община могла попросить кого-либо из приезжих занять это место.

Но откуда бы не был кандидат, прежде всего он должен был получить одобрение от местной общины и пресвитеров, и лишь затем его рукополагали обычно не менее трех епископов из соседних областей.

Выборы епископа производились именно местной общиной. Вот, что пишет об этом святой Ипполит Римский:

Во епископа да поставляется избранный всем народом, и когда он будет назван и понравится всем, пусть народ соберется вместе с пресвитерами и присутствующими епископами в воскресный день. По согласию всех, да возложат они руки на него, а пресвитеры пусть стоят в молчании. Пусть сохраняют молчание все, молясь в сердце, вследствие нисхождения Духа. Один из присутствующих епископов, по просьбе всех, возлагая руку на того, который посвящается во епископа, пусть молятся, говоря так”.

В последующую эпоху еще более ярко сформулировал этот тезис Папа Римский Лев Великий:

Кто должен предстательствовать всем, тот должен и быть избран всеми”.

Другие выборы

Однако, это был далеко не единственный вариант избрания епископа.

Современные исследователи перестали пытаться сконструировать некую единую модель избрания и показать процесс перехода от демократической модели управления к монархической.

Видимо, на протяжении 2 и 3 веков сосуществовали совершенно разные модели. Епископ помог избираться всем народом только Клиром, общиной с прибывшими из соседних областей епископами, и иногда даже сам епископ мог назначить своего преемника. И вопреки правилам рукоположить его.

Также стоит помнить, что церковь в это время живет ситуации гонений и в тех случаях, если епископ погибал, некоторые детали формальной процедуры могли быть изменены или даже опущены.

Каким образом происходило выдвижение кандидатов на епископское служение и как из них выбирали достойного?

В случаях с небольшой общиной, вероятно была возможность обсудить преимущества и недостатки каждого члена, который мог претендовать на епископское служение. В противных же случаях, когда община была слишком велика для такого обсуждения, кандидатуру мог выдвинуть либо сам президент, либо кто-то из пресвитеров или народа.

В то же время, власть выбранного епископа внутри общины не была абсолютной. Это видно из ряда свидетельств той эпохи. К примеру, епископ не мог без воли народа ставить служителей в общине.

Так Киприан Карфагенский во время гонений, поставив двух лиц на служение общине, был вынужден в специальном послании оправдываться перед народом за то, что сделал это без их ведома.

Тот же святой во время того же гонения поставив еще двух лиц на служение общине считал необходимым написать письмо, в котором объяснял мотивы своего поступка.

Заслуживает также внимание восемнадцатое правило Анкирского собора. Однако, по-видимому, отражает какие-то реалии предыдущей эпохи:

Аще которые, быв поставлены во епископов, но не быв приняты епархиею, в которую наречены, восхотят на иные епархии наступание, и поставленных тама утеснити, и воздвигати противу их возмущения: таковых отлучати от общения церковного. Аще же восхотят с пресвитерами сидети, где прежде были пресвитерами: не отимати от них сея чести. Аще же будут воздвигати смятения противу поставленных там епископов: лишати их и пресвитерский чести, и быти им отрешенным”.

Таким образом, мы видим, что несмотря на довольно странную ситуацию, когда народ сам избирает епископа и сам его не принимает, церковные каноны встают на сторону народа, а не на сторону епископа.

В то же время, в этот период продолжает формулироваться богословия епископского служения. К примеру, Ориген называет епископа посредником между Богом и людьми, а Киприан считает, что в руках епископа находится ключ Божественной благодати.

Тот же Киприан утверждал, что только епископу должно начальствовать над церковью.

Таким образом, в этот период мы видим как с одной стороны епископы всё ещё выбираются народом или Клиром и подчиняются определенным решением общины. А с другой стороны, формулируется идея о том, что только епископу предоставлена власть над всей церкви.

С течением времени последняя идея станет всё более и более влиятельной. Однако, о причинах этого мы поговорим с вами уже в следующий раз.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт