Христианская церковь в раннее средневековье

Церковь

Как вы помните, во 2-3 веках нашей эры христианство широко распространилось в городах Римской империи. Постепенно почти в каждом крупном городе появилась своя христианская община, а в каждом округе внутри провинции своя епархия. В то же время, обширные сельские районы Римской державы оставались по-прежнему языческими.

Дело дошло до того, что слово “паганус” (“житель деревни”, “деревенщина”) стало синонимом слова “язычник”. Именно от этого слова происходит привычное нам слово “поганый”, то есть:

  • плохой;
  • нехороший;
  • не наш;
  • не христианин.

Постепенно в Римском государстве сложился и порядок управления епархиями — епископ столицы Римской провинцией метрополией назывался митрополитом. Он мог предлагать кандидатов на свободные епархии в своей провинции и был председателем на съездах — соборах священников своей провинции.

После того как христианство стало государственной религией в Римской империи, епископам стали поручать некоторые обязанности, которые раньше выполняли чиновники. И к концу четвертого века христианство утвердилось почти во всех провинциях Римской империи.

В период варварских нашествий епископы превратились в правителей городов. Центром каждого города стал собор, в котором жители города могли укрыться от захватчиков. В это время большое распространение получили культы местных христианских святых покровителей городов.

Массовый переход к христианству

С падением Римской империи старые границы провинции потеряли смысл. Роль митрополитов и провинциальных соборов резко упала. Однако варвары, заинтересованные в наведении порядка на захваченных землях, сами стали переходить в христианство.

Еще в сороковые годы четвертого века, стараниями епископа Вульффилы христианство проникло к готам. Они приняли христианство в арианской форме, по мере продвижения готов вглубь и римских земель вместе с ними наступала и арианство.

В пятом веке от готов арианство приняли в Испании вандалы и свевы, а в Галлии — бургунды. В шестом веке после вторжения в Италию, арианство приняли лангобарды. Однако северней, на землях по которым прокатилась готское завоевание, продолжало господствовать никейское исповедание.

В конце 5 века его принял франкский король Хлодвиг искавший союза с местным населением. Постепенно необходимость договариваться с жителями покоренных земель (в том числе и по религиозным вопросам) осознали вожди большинства варварских племен.

Поэтому многие германские племена по мере создания варварских королевств переходили из арианства в никейское исповедание: бургунды в начале пятого, вестготы в конце шестого, лангобарды к концу седьмых веков.

В Ирландии, не входившей в состав Римской империи, христианство стало распространяться в 5 веке. Крещение варварских народов происходило главным образом сверху через окружение короля.

Основная масса германцев еще долгое время продолжала жить по языческим обычаям. Впрочем, часто и короли крестились только из политических соображений и становились христианами лишь на словах.

Христианская церковь, рассчитывая упрочить свое влияние, старалась включить в состав христианских ритуалов языческие обычаи и праздники, и наполнить формы языческого культа новым христианским содержанием.

Так складывалась причудливая смесь языческих обычаев и христианского канона. Многие христианские праздники (например, Масленица) являются по сути праздниками языческими, которые церковь унаследовала от прежних культов. Одновременно некоторые христианские святые стали покровителями различных ремесел и промыслов.

Скажем, святой Николай считался покровителем моряков, рыбаков и вообще всех, чья повседневная жизнь связана с морем. В этом явно угадывается влияние язычества, в котором каждому делу, ремеслу или природному явлению соответствовал свой бог.

Почитание святого Николая, видимо впитало в себя многие черты культов римских и даже греческих богов — Нептуна и Посейдона. Короли варварских государств охотно сотрудничали с епископами.

Изменения в христианской церкви

Так, по примеру римских императоров пожаловавшись церкви право самой собирать налоги так называемый “налоговый иммунитет”, они предоставляли церкви ещё и право осуществлять судебные разбирательства.

Вскоре в варварских королевствах возникли так называемые “королевские церкви” объединявшие всех епископов этого королевства. Теперь короли собирали церковные соборы в пределах государств, утверждали решение таких соборов и, главное, принимали участие в назначении новых епископов.

Создание таких церквей привело к разрыву связи Папы римского с церквями в Западной Европе. С конца пятого по начало восьмого века, власть пап ограничивалась лишь собственной Римской метрополией в центральной и южной Италии.

Например, когда Папа пытался вмешаться в церковные дела Вестготского королевства в Испании, он получил от испанских епископов ответ:

Бог уже просветил на этот счет короля”.

Королевские церкви не стесняясь вносили изменения в каноны и порядок ритуалов. Да и в самой Италии положение пап было незавидным.

Сначала они оказались под властью королей ариан, а затем были подчинены власти византийского Василевса. Выборы пап проходили в соответствии с желаниями Василевса, а неугодные Константинополю папы в лучшем случае смещались. В целом авторитет папства в те годы сильно пошатнулся.

Однако, именно в это время папы сделали очень дальновидный ход, принесший им в дальнейшем огромные выгоды.

Что сделали папы?

В 597 году папа римский Григорий (I) Великий направил к англосаксам-язычникам проповедников. К концу 8 века Англосаксонская Церковь стала первой церковью за пределами Италии подчиненной непосредственно Риму и исполнявшей римский порядок богослужений.

Символом этого подчинения стало то, что руководителем новой церкви стал архиепископ утверждаемой папами. Со временем, английская церковь начала посылать своих миссионеров к язычникам Германии. Там развернулась деятельность известного миссионера много сделавшего для распространения христианства среди германских племен — Святого Бонифация.

Он не только проповедовал среди язычников, он ещё и разработал обширный план переустройства Франкской церкви, осуществление которого началось в сороковые годы 8 века.

Целью этой реформы было установление во всей Франкской церкви единообразия и подчинение её папам. Этот план сразу поддержали франкские короли из династии каролингов. Они быстро поняли, что христианство поможет им укрепить и расширить государства.

Именно тогда впервые появились миссионеры-проповедники, которые шли рядом с воинами франкской армии в завоевательных походах. Так мечом и проповедью была крещена часть Германии область Саксонии.

Проповедники подчинялись только Папе Римскому. Исключительно он мог разрешать миссионерскую деятельность и указывать те края, в которые шли миссионеры. Складывающийся союз с папством Майордом Пипин, короткий использовал для полного утверждения своей власти.

В 751 году, Бонифаций от имени Папы Римского совершил над ним церковной обряд коронации и благословение на царство — помазание. Пипин был объявлен признанным Богом церковью франкским королем, а во Франкском государстве появилась новая династия.

В свою очередь Папа Римский использовал союз с франками для того, чтобы избавиться от угрозы вторжения воинственного племени лангобардов. После того как армия франков отвоевала у лангобардов обширные территории, на них была создано Папское государство.

Сын Пипина Короткого (франкский король Карл Великий) продолжал поддерживать тесные контакты с Папами Римскими и беспощадно воевал не только с язычниками, но и с искажением принятых в Риме церковных порядков местными епископами.

В результате активной деятельности, Бонифаций и франкских королей из династии каролингов большая часть территории Западной Европы была подчинена духовной власти Римской церкви.

Каролинги утверждали епископами своих ставленников. Эти епископы приносили королям сюзеренам присягу как обычные феодалы и становились вассалами франкских королей. Часть своих земель епископы и монастыри должны были передавать рыцарям, которые в свою очередь, становились вассалами монастырскими или епископскими.

Случалось так, что иногда в конце 8 начале 9 веков войско франкских королей на 2/3, а то и на 3/4 состояло из воинов присланных церковными вассалами. Часто епископам поручались и другие обязанности государственных чиновников.

Так в империи каролингов сложилась Имперская церковь в чем-то напоминавшая церковь поздней Римской империи. Только теперь не церковь заменяла государство, как было в 3-4 веках в Риме, а государство подчинило себе церковь.

При всем уважении, которое оказывали каролинги Папам, именно король император был наместником Бога на земле. Именно ему принадлежало право созывать церковные соборы и вмешиваться в вопросы веры.

В это время положение Римской церкви во Франкском королевстве очень походило на положение восточных христианской церкви, которая выполняла волю Василевса. Эта зависимость тяготила Пап стремившихся усилить собственную политическую власть.

Для того чтобы вернуть себе всю полноту власти, римские церковники пошли на хитрость.

Возвращение власти

В 30-е годы 9 века, в Риме появился “Константинов дар” — поддельная грамота. Согласно этому документу, римский император Константин Великий якобы передавал папам знаки императорской власти и право короновать светских властителей. Папство пыталось использовать эту грамоту для того, чтобы обосновать свои попытки разговаривать с королями с позиции силы. Отчасти, им это удалось.

После Верденского договора и распада империи Карла Великого, только тот король, который владел Римом и был коронован самим Папой Римским считался императором.

Правда, императорский титул ценился всё меньше и меньше, а следовательно, и авторитет пап сокращался. К концу девятого века, папы вновь попали в подчинение. На этот раз они стали зависеть от новой итальянской феодальной знати.

Период с конца 9 до середины 11 веков называют темным столетием в истории Папства. В эти годы больше половины пап закончили свои дни в изгнании, тюрьме или были убиты. Никакой политики в отношении церкви за пределами Италии папы в те годы не вели, и церковь в Западной Европе в эти полтора века развивалась самостоятельно.

Результаты этого были очень плачевны.

Церковь без Пап

В конце 9 в 10 веке, церковь переживала глубокий упадок, чему способствовали набеги воинственных племен:

  • арабов;
  • норманнов;
  • венгров.

Особенно тяжелым было положение во Франкском королевстве и Италии.

В этих странах царила феодальная раздробленность. Везде были распространены торговля духовными должностями. Священники всё больше подражали феодалам в быту, обзаводились семьями, вели роскошный образ жизни и старались передать свои церковные посты по наследству. Их авторитет постоянно падал. Впрочем, в жизни церкви тех лет были и светлые стороны.

Даже в самые тяжелые годы, в церкви сохранялись искренне верующие люди стремившиеся нести слово Божье варварам. Поэтому в годы, когда в Западной Европе церковь находилась в упадке, в Центральной, Северной и Восточной Европе продолжалась миссионерская деятельность.

Вожди новых государств, возникших к северу и востоку от империи Карла Великого, были заинтересованы в принятии христианства по тем же причинам, что и варварские короли в 5-6 веках. В 9-10 веках, христианство проникло в страны скандинавии: Чехию, Польшу, Венгрию и Русь.

Так, к началу второго тысячелетия христианство утвердилось почти на всей территории Европы, за исключением Прибалтики и земель захваченных арабами.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт