“Кто не поклоняется святой иконе Господа, тот не поклоняется и Самому Господу”.
Иконопочитание
Уже в первые века после Рождества Христова, в христианской церкви зарождается иконопочитания. В четвертом и пятом веках почитание святых икон становится традицией всей церкви.
Однако, уже к восьмому веку среди верующих распространяются неправильные взгляды на иконопочитание. Они начинают придавать внешней обрядовой стороне веры первостепенное значение.
Взирая на иконы и молясь перед ними, многие верующие стали поклоняться не первообразу святого изображенного на иконе, возносясь умом и сердцем от видимого к невидимому, а непосредственно самим иконам.
Люди усвоили ложное убеждение о том, что лица изображаемые на иконах неотделимы от икон. Такой взгляд нёс в себе суеверия и граничил с идолопоклонством. Уничтожить распространившиеся суеверия взялась гражданская власти.
Однако, под влиянием политических соображений, вместе с суеверным почитанием икон власти стали полностью искоренять иконопочитания как таковое. Так зародилось ересь иконоборчества.
Гонения при Льве III Исавре
Первым гонителем святых икон стал император Лев III, пришедший к власти в 717 году. Он решил, что уничтожение почитания икон будет способствовать возвращению империи, утраченных ею властей и обращению евреев в христианство.
В 726 году Лев издал эдикт против поклонения иконам. Иконы в церквях он приказал поднять, чтобы народ не мог их лобызать. Против этого распоряжения выступил Герман патриарх Константинопольский. Его поддержал знаменитый Иоанн Дамаскин.
Впоследствии монах обители святого Саввы в Палестине.
Сторонником патриарха Германа был и Римский папа Григорий Второй. Он писал императору, что Рим выйдет из-под его власти, если он не прекратит гонения на почитание икон. Однако, всё это на ход событий не повлияло.
В 730 году император повелел воинам снять стоявшую над воротами его дворца почитаемую икону Христа с наручника. Собравшаяся толпа верующих умоляла не касается образа, но всё было напрасно.
Один из чиновников взошёл по лестнице и начал бить по иконе молотом. Тогда некоторые из присутствующих предали чиновника смерти.
Войска императора разогнали народ, а десять человек признанных главными виновниками случившегося были казнены.
В 730 году последовал императорский эдикт, согласно которому повелевалось вынести из храмов все иконы. Отказавшиеся выполнять это распоряжение патриарх Герман был низложен.
Гонения при Константине V Копрониме
После смерти императора Льва гонения на иконы продолжил его сын, Константин Копроним. Он стал действовать с ещё большей настойчивостью и жестокостью. Копроним намеревался уничтожить иконопочитания как ересь, с соблюдением всех церковных законов.
Для этого он созвал в 754 году в Константинополе собор, который назвал “Вселенским”. На нём присутствовало 338 епископов, но не было ни одного патриарха. Собор объявил иконопочитания идолопоклонством, и предал анафеме всех его защитников.
Определения собора приводились в исполнение с необыкновенной жестокостью. Преследования распространялись даже на домашнее иконопочитание. Однако, Копроним на этом не остановился. Он решил уничтожить почитания святых мощей и монашества как такового, считая инков главными поборниками иконопочитания.
По его приказанию мощи святых стали сжигать или сбрасывать в море. Многие монастыри Константинополя, начиная со знаменитого Далматского, были обращены в казармы или разрушены, а монахи изгнаны. А те, кто открыто порицал действия императора, были преданы мучительной смерти.
Правление Ирины Защитницы
Гонения продолжались до прихода к власти императрицы Ирины, ярой защитнице почитания святых икон. Заняв византийский престол, Ирина возвратила из ссылки всех инков сосланных за борьбу с иконоборческой ересью, а большинство епископских кафедр предоставила ревностным иконопочитателям. Было восстановлено и почитание святых мощей.
Императрица осознавала, что для полного восстановления иконопочитания необходимо созвать Вселенский собор. Седьмой Вселенский собор состоялся в семьсот восемьдесят седьмом году в Никее, на нем присутствовало 367 отцов.
Отцы собора осудили иконоборческую ересь и наложили анафему на всех её защитников. Относительно почитания икон собор постановил следующее:
“мы определяем что вы святыни и частные иконы предлагались для поклонения точно так же как и изображение честного и животворящего креста. честь воздаваемая иконе относится к ее первообразу и поклоняющиеся иконе поклоняется ипостаси изображенный на ней”.
В ознаменование победы над иконоборчеством и всеми еретиками, на Седьмом Вселенском соборе церковью был установлен праздник торжества православия. Он празднуется православной церковью и сегодня, в первое воскресение великого поста.