Распространение христианства и образование христианской церкви

Христианство

После смерти Христа, Его ученики продолжали проповедовать мир и любовь. На всей территории Римской империи стали возникать христианские общины. Одной из самых влиятельных была община созданная апостолом Павлом.

Апостол Павел (Савл)

Павел не был среди первых двенадцати учеников Христа. Вы помните, что сначала у Христа было всего 12 последователей. Но один из них (Иуда) предал Его, поэтому его не почитают как двенадцатого апостола, место которого после казни Христа занял Матфей.

Однако, вероучение Христа после Его казни приобретало всё больше сторонников. И к числу апостолов, за свою приверженность учению и проповедь христианства среди язычников, был причислен Павел. Он стал как бы тринадцатым апостолом.

При жизни Христа, Павел никогда Его не видел. В молодости этого апостола звали Савл. Он был римским гражданином и яростным гонителем христиан. Затем произошло чудо: Савл увидел свет и услышал голос с небес, который призывал его покаяться. Савл уверовал во Христа, принял имя “Павел” и стал проповедовать христианство.

Община, которую он основал, находиться в Антиохии. Как и все первые христианские общины это было тайное сообщество. Отношения христиан с римской властью были сложными.

С одной стороны, христианская религия призывала быть терпимым к властям и подчиняться их решением. С другой стороны, Христос обещал что наступит Царство справедливости, куда смогут попасть только праведные и безгрешные люди. Такие идеи не сочетались с принципами властителей империи.

Гонения христиан в Римской империи

Первые римские императоры были недовольны распространением христианства в стране. Христиане часто становились жертвами неоправданной жестокости и гонений со стороны римских властителей. По всей Римской империи проходили массовые казни последователей Христа.

Часто из забавы римских императоров была казнь христиан в амфитеатрах и цирках, где их отдавали на съедение диким животным (обычно тиграм или львам). Такие действа привлекали ещё большее внимание, чем кровопролитные бои гладиаторов.

В Риме было распространено поклонение императорам и их скульптурным изображениям. Христиане отказывались поклоняться им, ведь у них был свой Бог, которому они молились и которого чтили.

За это власти империи:

  • преследовали христиан;
  • изгоняли их из городов;
  • сажали в тюрьмы;
  • распинали и подвергали чудовищным пыткам и казням.

Император Нерон

Особую ненависть к христианам испытывал Римский император Нерон из династии Юлиев-Клавдиев. Он подвергал последователей Христа страшным мучениям.

Известно, что по его приказу христиан не пожелавших отречься от своей веры обмазывали смолой и поджигали. Эти живые факелы освещали сады Нерона во время его празднеств.

Нерон также обвинил христиан в поджоге Рима, который, вероятно, был устроен по его приказу. Коварный император отрицал свою вину и утверждал, что город подожгли христиане, чтобы избавиться от императорской власти.

После этого по приказу жестокого императора, последователей христианства на всей территории Империи стали распинать на крестах. Римляне выдумали и другой способ расправы над непокорными христианами: людей зашивали в шкуры зверей и отдавали на растерзание голодным псам. Почуяв запах зверя, собаки разрывали зашитого в шкуре человека на мелкие части.

Апостол Пётр

По приказу Нерона был также казнён апостол Пётр — один из любимых учеников Христа. После смерти своего учителя, Пётр, который был римским гражданином, создал в Риме общину христиан. С течением времени она стала самой влиятельной в империи.

Нерон узнавши о том, что в столице государства действует христианская община, повелел схватить Пётра и распять его. Попав в руки гонителей христианства, Пётр попросил своих мучителей чтобы его распяли головой вниз.

Он не считал себя достойным умереть так же, как Христос, потому что когда-то отрекся от Него. Считается, что именно Пётр своими пламенными проповедями заложил основы христианской церкви.

Имя Пётр по-гречески значит “камень”. Так сбылось предсказание Иисуса, который говорил на:

и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее”.

Многие граждане империи сочувствовали христианам, которые смиренно принимали ужасные мучения, но не отрекались от своей веры. Даже те, кто не верил в учения Христа, уже не хотели поклоняться не римским богам, не тем более статуям обожествленных римских императоров.

После смерти Христа

Распространение христианства в империи происходило очень быстро. Ученики Христа апостолы после Его смерти отправились проповедовать христианство в разные уголки государства.

Сначала христианами становились только иудеи. Однако, затем всё больше людей населявших империю уже не только в Иудее, но и в Греции, Сирии, Египте, Италии и даже в самой столице Империи становились христианами.

Постепенно и многие представители римских властей. Сначала тайно, а потом и открыто принимали христианство.

Первоначально христианские общины создавались в городах. Сельские жители империи оказались менее восприимчивы к новой религии. Всё больше и больше христиан собиралось вместе в Коринфе, Эфесе и других городах.

С конца первого века нашей эры, возникла большая община в Риме. Во втором веке нашей эры, христиане начали собираться в Карфагене. В состав первых христианских общин входило большое количество рабов и бедняков.

Христианство утешали этих обездоленных людей. Эта религия обещала тем, кто бедные, бесправно живет на земле лучшую и достойную жизнь после смерти. Также среди христиан было много женщин, детей и стариков.

Всех этих людей объединяло то, что они часто страдали от:

  • жестокости власти;
  • своего собственного бесправия;
  • слабости;
  • болезней.

В новой религии угнетенные жители империи находили утешение и надежду на лучшее, которые будет даровано им в загробной жизни.

Однако, были среди верующих и зажиточные люди. Многие верующие передавали общине часть своего имущества, ведь Христос говорил, что:

удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие”.

Должностные лица христиан

Постепенно община становилась более организованной. У христиан появились свои должностные лица, которые следили за порядком богослужений. Руководители христианской общины назывались “пресвитеры”, а их помощники “диаконы”.

Для того, чтобы следить за имуществом общины, её члены избирали специального человека, который назывался “епископ”. Так как имущество общины с каждым днем росло, роль епископа становилась всё значительнее. К концу второго века нашей эры, он стал признанным главой общины.

Христианская церковь быстро развивалась и постепенно побеждала язычество. В четвертом веке нашей эры, христианство становится религией римских императоров. Вскоре это учение начинает распространяться и за пределами Римской империи и превращается в мировую религию.

Император Константин

Во времена императора Константина был положен конец 300-летнему противостоянию в Римской империи и христианства. Константин первым из Римских императоров понял, что христиане не призывают к разрушению Римского государства. Более того, Константин сам принял крещение.

В 313 году в Милане был обнародован императорский указ (“эдикт”) даровавший христианам право исповедовать их религию открыто и свободно. В то время развивалось христианское учение о Боге — “богословие”.

Как вы помните, христиане верили в единого Бога, который выступал в трёх лицах (ипостасях), то есть представлял собой Троицу. Троица это единство Бога-Отца, Бога-сына Христа и Бога Святого Духа. Все три лица Троицы равны и едины.

Противники учения о Троице утверждали, что выше всех Бог-Отец, а Бог-сын ниже Его, так как Он рождён. Эту точку зрения выражал епископ Арий и его сторонники назывались арианами. В спорах о Троице участвовали не только богословы, но и простые христиане.

Вселенский собор

В 325 году в городе Никея в Малой Азии, был созван Вселенский собор — собрание епископов всего христианского мира. В нем участвовал и император Константин, что подчеркивало значение этого собора.

На этом соборе епископы договорились о создании единой для всех империи церкви организации христиан. Возглавлять её должен был епископ города Рима — Папа римский. По легенде, первым римским епископом был апостол Пётр.

Руководители церкви определили канон — правила христианской веры, а также решили какие книги написанные об Иисусе и Его учение считать священными. Эти книги были собраны вместе и составили вторую часть Библии — Новый Завет.

Кроме этого, Никейский собор осудил “арианство” (учение Ария). На соборе был утвержден символ веры. Символ веры — краткий свод основ христианского уверования. Символ веры утверждает единства и равенства лиц Троицы, веру в единого Господа Иисуса Христа, в вечную жизнь души. И сегодня символ веры составляет основу учения христианской церкви и личной веры христианина.

Со времени Никейского собора, судьбы империи и христианской церкви оказываются неразрывно связанными. На западе империи в третьем-четвертом веке нашей эры церковь стала главной объединяющей силой стремившийся защитить народ. На востоке церковь и государство поддерживали друг друга и образовали союз способствовавший их укреплению.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт