Cегодня мы постараемся найти ответы на следующие вопросы:
- Было ли многоженство царя Давида от Господа?
- Почему это самый верный царь Израиля имел несколько жен?
- Разве Бог одобряет полигамию?
Мужем по сердцу Своему
Многих смущает тот факт, что Давида Господь назвал «мужем по сердцу Своему». Здесь следует заметить, что когда Господь сказал эти слова о Давиде, он еще не был многоженцем. Они прозвучали из уст пророка Самуила, когда царь Саул не послушался Господа. А в то время Давид не был женат.
Также, обратим внимание на один библейских текст, в котором Господь через пророка Ахию сказал такие слова царю Иеровоаму:
«…а ты не таков, как раб Мой Давид, который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим, делая только угодное пред очами Моими…» (3 Цар. 14:8).
Согласно этих слов, Давид делал только угодное пред Господом. Но мы знаем, что на самом деле царь допускал ошибки, даже убийство и прелюбодеяние, и об этом сказано в 15 главе. Просто здесь верность Давида противопоставляется с нечестием Иеровоама.
Поэтому ясно, что выражение «муж по сердцу Бога» не говорит о том, что все поступки царя были одобрены Господом. Они были сказаны в контексте отвержения Саула, и являются противопоставлением. Бог выберет такого царя, который будет послушным. Но очевидно, что нет такого человека, который бы не совершал ошибок.
Ричард Дэвидсон, профессор Ветхого Завета пишет:
«Следует также учитывать, что Книги Царств и Паралипоменон часто дают хвалу в свете общей позитивной направленности жизни того или иного царя, не отрицая конкретных (зачастую очень серьезных) нравственных провалов».
Бог одобряет многоженство
Рассмотрим еще один текст, в котором на первый взгляд Бог одобряет многоженство.
(2 Цар. 12:7,8) «И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек. Так говорит Господь, Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе еще больше…».
Складывается впечатление что Сам Господь благословил Давида женами. Но на само деле это не так.
Во-первых, прочитаем слова, обращенные к Давиду:
2 Цар. 12:11 «Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем».
Мы видим, что Бог пообещал Давиду отдать его жен ближнему, то есть Авессалому, который будет спать с ними. А теперь давайте задумаемся: Когда Авессалом вошел к женам и наложницам Давида, он совершил не только прелюбодеяние, но и инцест, названный в Библии мерзостью.
Означает ли это, что Бог одобрял его ужасный грех?
Конечно же нет. Поэтому, слова Господа, что Бог дал жен Давиду нужно понимать только в том смысле, что Господь допустил это.
Во-вторых, в отрывке второе царств, двенадцать семь восемь сказано только о женах господина, то есть царя Саула. А теперь давайте выясним, женился ли Давид на женах Саула? Согласно Библии Саул имел одну жену Ахиноамь и одну наложницу Рицпу. У нас нет никаких библейских данных о том, что Давид взял себе в жены хотя бы одну из упомянутых женщин.
В-третьих, Вальтер Кайзер отмечает, что если слово «дал» означает, что Давид женился на Ахиноамь, то «Давиду было дозволено взять в жены мать жены — форма инцеста, осужденная в Книге Левит». Ясно, что такое понимание вступает в противоречие с данными Священного Писания. Бог никогда не делает что-то греховное.
Поэтому на основании этих моментов очевидно, что слова Бога «дал жен господина твоего на лоно твое» означает лишь то, что все имущество Саула, его дом и собственность перешло на попечение Давида. Также, в библейском повествовании грех Давида противопоставляется с верностью Урии.
В притче пророка Нафана бедняк, который символизировал Урию имел одну овечку, а не много, как неверный богач. Исследователь Воллебрегт пишет:
«В притче о богаче с его множеством скота и бедняке с одной овечкой Нафан явно выражает одобрение моногамному браку, в то же время имплицитно критикуя гарем Давида».
Еще один момент, это последний этап жизни Давида, в котором он скорее всего отошел от полигамии. Во второй книге Царств, мы читаем:
2 Цар. 20:3 «И пришел Давид в свой дом в Иерусалиме, и взял царь десять жен наложниц, которых он оставлял стеречь дом, и поместил их в особый дом под надзор, и содержал их, но не ходил к ним. И содержались они там до дня смерти своей, живя как вдовы».
Видимо Давид осознал свои ошибки и решил возвратиться к моногамии. Об это также намекает акцент автора третьей книги царств, где в первой главе он указывает, что царь не имел интимных отношений с Ависагой, которую дали царю, чтобы она заботилась о нем.
Выводы
Итак, анализ библейских текстов показал, что Бог ни в коем случае не одобрял полигамию царя Давида. Хотя Давид представлен в Священном Писании как самый верный и праведный царь, эту характеристику нужно воспринимать в контексте непослушания, нечестия и идолопоклонства других царей.
Давид действительно всеми силами любил Бога, и старался ему служить, но и как всякий человек допускал ошибки, и промахи. Господь проявлял терпение и милость к нему. Давайте будем помнить, что идеал, который у нас есть – это сотворение первой семьи – Адама и Евы.
Всякое отклонение от этого идеала всегда сопровождается страданиями человеческих сердец. Давайте будем всегда стремиться быть верным Богу, и тогда мы будем поистине счастливыми.