Многоженство Давида от Бога?

Бог

Cегодня мы постараемся найти ответы на следующие вопросы:

  1. Было ли многоженство царя Давида от Господа?
  2. Почему это самый верный царь Израиля имел несколько жен?
  3. Разве Бог одобряет полигамию?

Мужем по сердцу Своему

Многих смущает тот факт, что Давида Господь назвал «мужем по сердцу Своему». Здесь следует заметить, что когда Господь сказал эти слова о Давиде, он еще не был многоженцем. Они прозвучали из уст пророка Самуила, когда царь Саул не послушался Господа. А в то время Давид не был женат.

Также, обратим внимание на один библейских текст, в котором Господь через пророка Ахию сказал такие слова царю Иеровоаму:

«…а ты не таков, как раб Мой Давид, который соблюдал заповеди Мои и который последовал Мне всем сердцем своим, делая только угодное пред очами Моими…» (3 Цар. 14:8).

Согласно этих слов, Давид делал только угодное пред Господом. Но мы знаем, что на самом деле царь допускал ошибки, даже убийство и прелюбодеяние, и об этом сказано в 15 главе. Просто здесь верность Давида противопоставляется с нечестием Иеровоама.

Поэтому ясно, что выражение «муж по сердцу Бога» не говорит о том, что все поступки царя были одобрены Господом. Они были сказаны в контексте отвержения Саула, и являются противопоставлением. Бог выберет такого царя, который будет послушным. Но очевидно, что нет такого человека, который бы не совершал ошибок.

Ричард Дэвидсон, профессор Ветхого Завета пишет:

«Следует также учитывать, что Книги Царств и Паралипоменон часто дают хвалу в свете общей позитивной направленности жизни того или иного царя, не отрицая конкретных (зачастую очень серьезных) нравственных провалов».

Бог одобряет многоженство

Рассмотрим еще один текст, в котором на первый взгляд Бог одобряет многоженство.

(2 Цар. 12:7,8) «И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек. Так говорит Господь, Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе еще больше…».

Складывается впечатление что Сам Господь благословил Давида женами. Но на само деле это не так.

Во-первых, прочитаем слова, обращенные к Давиду:

2 Цар. 12:11 «Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем».

Мы видим, что Бог пообещал Давиду отдать его жен ближнему, то есть Авессалому, который будет спать с ними. А теперь давайте задумаемся: Когда Авессалом вошел к женам и наложницам Давида, он совершил не только прелюбодеяние, но и инцест, названный в Библии мерзостью.

Означает ли это, что Бог одобрял его ужасный грех?

Конечно же нет. Поэтому, слова Господа, что Бог дал жен Давиду нужно понимать только в том смысле, что Господь допустил это.

Во-вторых, в отрывке второе царств, двенадцать семь восемь сказано только о женах господина, то есть царя Саула. А теперь давайте выясним, женился ли Давид на женах Саула? Согласно Библии Саул имел одну жену Ахиноамь и одну наложницу Рицпу. У нас нет никаких библейских данных о том, что Давид взял себе в жены хотя бы одну из упомянутых женщин.

В-третьих, Вальтер Кайзер отмечает, что если слово «дал» означает, что Давид женился на Ахиноамь, то «Давиду было дозволено взять в жены мать жены — форма инцеста, осужденная в Книге Левит». Ясно, что такое понимание вступает в противоречие с данными Священного Писания. Бог никогда не делает что-то греховное.

Поэтому на основании этих моментов очевидно, что слова Бога «дал жен господина твоего на лоно твое» означает лишь то, что все имущество Саула, его дом и собственность перешло на попечение Давида. Также, в библейском повествовании грех Давида противопоставляется с верностью Урии.

В притче пророка Нафана бедняк, который символизировал Урию имел одну овечку, а не много, как неверный богач. Исследователь Воллебрегт пишет:

«В притче о богаче с его множеством скота и бедняке с одной овечкой Нафан явно выражает одобрение моногамному браку, в то же время имплицитно критикуя гарем Давида».

Еще один момент, это последний этап жизни Давида, в котором он скорее всего отошел от полигамии. Во второй книге Царств, мы читаем:

2 Цар. 20:3 «И пришел Давид в свой дом в Иерусалиме, и взял царь десять жен наложниц, которых он оставлял стеречь дом, и поместил их в особый дом под надзор, и содержал их, но не ходил к ним. И содержались они там до дня смерти своей, живя как вдовы».

Видимо Давид осознал свои ошибки и решил возвратиться к моногамии. Об это также намекает акцент автора третьей книги царств, где в первой главе он указывает, что царь не имел интимных отношений с Ависагой, которую дали царю, чтобы она заботилась о нем.

Выводы

Итак, анализ библейских текстов показал, что Бог ни в коем случае не одобрял полигамию царя Давида. Хотя Давид представлен в Священном Писании как самый верный и праведный царь, эту характеристику нужно воспринимать в контексте непослушания, нечестия и идолопоклонства других царей.

Давид действительно всеми силами любил Бога, и старался ему служить, но и как всякий человек допускал ошибки, и промахи. Господь проявлял терпение и милость к нему. Давайте будем помнить, что идеал, который у нас есть – это сотворение первой семьи – Адама и Евы.

Всякое отклонение от этого идеала всегда сопровождается страданиями человеческих сердец. Давайте будем всегда стремиться быть верным Богу, и тогда мы будем поистине счастливыми.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт