Сегодня наш разговор пойдёт о системе церковного управления. Мы все привыкли к тому, что ключевые решения в общинах принимаются настоятелем, в епархиях — архиереем, а на уровне поместной церкви — священным синодом и архиерейскими соборами.
Однако, так было не всегда. И сегодня мы с вами рассмотрим самый ранний период церковного управления в апостольскую эпоху.
Управление общинами в апостольскую эпоху
Прежде всего стоит отметить, что Новый Завет в принципе содержит очень незначительное количество свидетельств относительно того, как была устроена власть в христианских общинах.
Основные сведения мы черпаем из посланий апостола Павла и из книги Деяний святых апостолов. В своих ранних посланиях, апостол Павел практически ничего не пишет относительно того, каким образом должна управляться церковь.
Вероятно, это было связано с тем, что христиане той эпохи ожидали скорое пришествие мессии, и не сильно задумывались о том, каким образом необходимо устраивать свою земную жизнь.
Именно поэтому о самых первых этапах формирования церковной иерархии мы можем судить лишь по каким-то косвенным признакам и указаниям.
Первое, что обращает на себя внимание в ранних посланиях апостола Павла — отсутствие обращение к единоличному главе общины.
Казалось бы, если в христианском сообществе есть некий лидер, естественно сначала надо поприветствовать его и лишь затем обращаться ко всем остальным христианам.
Однако, апостол Павел этого не делает.
Более того в послании к Филиппийцам апостол Павел обращается к епископам и диаконам той общины, которой он пишет. Слово “епископы” стоит во множественном числе, что ещё раз указывает на то, что единоличного главы общины не было. Была, видимо, некая коллегия управителей.
Показателен и случай который описан в послании к общине города Коринфа.
В ней существовали разделения, которое стремится уврачевать апостол Павел. Однако, на протяжении всего достаточно длинного послания, он ни разу не обращается к какому-либо главе общины и не указывает христианам на то, что им просто необходимо подчиниться епископу или пресвитеру.
Вся его риторика о Богословии, о подчинении Христу, о единстве членов тела церкви, но не о подчинение власти.
Из этого мы опять же можем сделать вывод, что в тот период не существовало ещё какого-либо единоличного управителя.
Отсутствие чёткой иерархии внутри общины также проявляется в рекомендациях апостола Павла относительно церковного богослужения.
“Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию”.
Апостол Павел стремится упорядочить те дары, которыми обладали христиане, однако, не описывает какого-либо регламента подразумевающего председателя.
Причиной отсутствия какого-либо единоличного управителя епископа или пресвитера является возможная близость к апостолам.
Судя по текстам посланий, апостол Павел осознает именно себя главой общины.
Он, как основатель общины, осознает себя ответственным за жизнь общины.
Он:
- грозит прийти к коринфянам жезлом;
- распоряжается судьбой блудника находившегося в церкви;
- рекомендует, что необходимо делать с разделением;
- распоряжается богослужением.
Очевидно, что все функции, которые впоследствии перейдут к епископам, в данном случае находятся у апостола Павла.
В то же время, мы можем предположить, что и сами верующие играли значительную роль при принятии решений определяющих церковную жизнь.
Множество странствующих учителей, которые приходили в этот период в общины, христиан говорили порою совершенно разные вещи.
И именно поэтому апостолу Павлу приходится не просто излагать учение, но доказывать его, находить аргументы и убеждать христиан прислушаться именно к нему. Такая степень свободы и разнообразия в христианской церкви имела как свои преимущества, так и свои недостатки.
С одной стороны, подобная нестабильность приводила к спорам и расприям, которые пытался уврачевать апостол Павел.
С другой стороны, именно в этих спорах рождались те тексты, которые впоследствии будут включены в канон Священного Писания и станут основой для всего христианского Богословия.
Однако, подобная нестабильность не могла продолжаться долго. Для того чтобы сохранить своё единство в условиях раздоров и споров, церкви необходимо было выработать структуру и порядок принятия решений. Необходимо было выработать внутренний порядок церковной жизни.
Об этом, следующем этапе формирования церковной иерархии, мы поговорим с вами уже в следующий раз.