Принято считать, что призвание Божье всегда связано с какой-то сугубо религиозной деятельностью. Другими словами, если Бог тебя призвал к чему-то, значит ты должен стать священником, пастором, поехать миссионером в какую-то далёкую страну ну или чем-то еще таким достаточно специфическим заняться.
Бог действительно некоторых людей к такому роду служению призывает, но значит ли это, что для всех остальных вообще не существует никакого призвания? И что они вынуждены всю свою жизнь потратить просто в заботе о хлебе насущном ну и в прочей суете?
На наш взгляд, это совершенно не так.
И мы убеждены, что призвание есть у каждого человека. Каждый человек Богом отдельно призван, просто у большинства людей это призвание связано как раз с их профессиональной деятельностью.
Почему мы в это верим?
Ну прежде всего потому что мы верим в воплощение и в воскресение Иисуса Христа. Давайте задумаемся!
Сын Божий приходит в этот мир и рождается как человек
Иными словами, показывая что Богу не все равно что вообще происходит с людьми. Вот ему интересна вся наша жизнь. Далее, Иисус в своем учении (уже когда он вышел на служение) говорит далеко не только о вопросах религии или морали. Он много времени уделяет тому, как:
- честно вести дела;
- как строить отношения с людьми;
- о политике;
- об экономике;
- обсуждает вопросы налогообложения и справедливого социального устройства.
Его интересует жизнь во всей ее полноте и ни одна из этих частей не считается чем-то недостойным для того, чтобы об этом говорить и указывать что именно в этом открывается царство Божье.
Он воскрес в теле. Его можно было потрогать и Он питался.
То есть, это было вполне физическое ощутимое тело.
Иными словами, Бог спасает не просто какую-то бесплатную душу, а спасает человека целиком. Это значит, что спасает и все, чем человек занят. Другими словами: семья, работа, отношения. В конце концов: город и страна — все это Бога интересует. Посмотрим далее.
Что нам говорит Библия?
Большинство героев Библии это люди, которые были заняты не то чтобы какой-то сугубо религиозной деятельностью (да, среди них есть некоторые священники), но эти люди заняты совсем другими делами. Кто-то ловит рыбу или пашет землю. Кто-то пасет овец, а кто-то управляет государством или является полководцем, премьер-министром, то есть решает в общем-то большие и сложные задачи.
И большинство этих людей Бог не призывает оставить их профессию.
Конечно же, есть и такие, которым Бог говорит “оставляй все и пошли за мной”. И Ветхом, и в Новом Завете такие были. Но в жизни большинства этих людей Бог не предлагает этого. Он действует как раз через их профессию. Здесь можно привести в пример и Иосифа (в Ветхом Завете) и Даниила, и много-много других мужчин и женщин.
Иначе сказать, их профессиональная деятельность была тем призванием, через которое действовал Бог.
Если это было так тогда, во время написания Библии, то почему сегодня должно быть по-другому?
Я верю в то, что и сегодня в нашем мире, гораздо более интересном и сложном, Бог точно также призывает людей к какой-то работе. И именно через эту работу хочет совершать свою волю и исполнять свой замысел.
Важно различать понятия “призвание” и “самореализация”
Другими словами, любая профессии может и должна быть способом реализации Божьего призвания. Но надо понимать, что автоматически это не происходит. Самому по себе человеку свойственно относиться к работе как способу заработать денег и реализовать какие-то свои амбиции (дары, призвание и так далее).
Но это очень плоское и упрощенное понимание того замысла, который есть у Бога.
Относительно труда надо сказать, что пока мы остаёмся на этом уровне, пока мы смотрим на работу лишь как на способ обеспечить себя и реализовать свои какие-то амбиции, до разговора о призвании мы даже не доходим.
Я хочу напомнить, что призвание и самореализация это две очень разные вещи. Для того, чтобы говорить о призвании, мы должны говорить по крайней мере о трех ключевых словах:
- Замысел.
- Служение.
- Профессионализм.
Надо сказать что в современном мире, как раз о третьем говорится много, а о первых двух очень мало. Но до тех пор, пока мы просто говорим о профессионализме, у нас он повисает в воздухе как бы без основания становится.
Замысел
Итак, первое слово это замысел. Работа и труд это способ воплотить на земле замысел Божий.
На самом же деле, человек это единственный из всех творений на этой земле, которое способно к общению с Богом, а значит способно:
- проникать в Его замысел;
- пророчески обнаруживать то, что Бог видит относительного этого мира;
- обладает способностью этот замысел воплотить на земле благодаря тому, что в общем-то у нас есть руки, ноги, голова и все остальные навыки.
Применительно к нашей работе это означает, что я должен, приходя на свое рабочее место, задавать Богу вопрос:
- “А какой у Тебя замысел относительно того, что я делаю?”;
- “Что Ты видишь относительно той сферы ответственности, которую Ты мне вручил?”;
- “Каким образом, я могу этого воплотить?”.
Надо сказать, что это одновременно очень интересный и очень опасный вопрос.
Интересный потому, что он позволяет нам увидеть картину гораздо более глубокую и объемную, чем то, что мы привыкли думать про свои функциональные обязанности. Опасный потому, что Божий замысел довольно часто оказывается в противоречии с человеческими мыслями.
И не всегда его замысел будет совпадать с нашим желанием получить максимальную прибыль или еще каким-то образом послужить самим себе любимым. Потому что, Его замысел всегда связан с таким понятием, как общее благо, а не только мое личное. И вот тут мы как раз подходим ко второму вопросу.
Служение
Второму, точнее ключевому слову — служение. Потому что, по замыслу Божьему, любой труд, это как раз возможность мне послужить своими дарами и талантами другим людям. И только когда я с этой перспективы начинаю думать о труде, он начинает обретать правильный ракурс. Потому что до тех пор, пока я на труд смотрю лишь как на способ себя обеспечить, мой мир оказывается очень маленьким и замкнутым.
Задумайтесь, ведь мы сегодня делаем только одну маленькую часть того, что нам, собственно, нужно. В остальном мы пользуемся дарами других людей. Мы пользуемся тем, что они благодаря своим дарам и талантам сделали для нас.
Да, мы за это платим деньги, но это избавляет нас от необходимости делать всё самим.
В современной экономике этот принцип называется “принципом разделения труда”. Но мы сейчас говорим не только о каком-то функциональном разделение между людьми. Мы говорим об определенном настрое сердца, мы говорим о том, что я, приходя на свое рабочее место, воспринимаю то, что я делаю как дар любви и благодати в отношении другого человека.
Фактически, исполняю вторую заповедь, о который говорит Иисус, что самое важное в этой жизни это любить Бога и любить ближнего как самого себя.
Вот труд это некий такой деятельный способ любить ближнего.
Если мой труд становится даром в отношении него (говоря “даром” я не имею в виду, что не получаю зарплату, я имею в виду, что я делаю что-то не только для зарплаты, но и для того чтобы восполнить чью-то нужду).
Профессионализм
Здесь, наверное, проще всего, потому что опять же об этом много говорится в современной культуре. Но мы хотим посмотреть на это вот с следующей перспективы. Если я не достаточно профессионален, то даже если я могу ухватить то, что Бог видит относительно моего рабочего места, я не смогу это воплотить.
Я, может быть, хочу послужить моему ближнему тем даром, который у меня есть, но если я плохо выполняю свою работу, то очень может быть что в ответ услышу “знаешь, такое служение мне не надо”, “мне хотелось бы получить действительно качественную услугу от тебя, а не просто то, что ты можешь”.
Поэтому профессионализм — необходимое качество для того, чтобы я на самом деле был способен и замысел воплотить, и ближнему послужить
Другими словами, это как раз то, что позволяет нам воплотить свое призвание и сделать его реальным.
На наш взгляд эти три слова (“замысел”, “служения” и “профессионализм”) это как раз то, что помогут превратить рутину повседневного труда в действительно место, где призвание раскрывается и исполняется. И, нам кажется, что если мы хотя бы задумываться об этом начнем, очень скоро мы увидим, как наши дома, города и страна начнут очень сильно меняться.