Достаточно часто можно услышать как говорят о том, что церковь отделена от государства. Этот вопрос привлекает наше внимание к двум организациям, которые были установлены Богом и находятся под Его властью.
Задачи государства и церкви
Возникновение церкви и государства было предопределено Богом. У каждой из этих организации есть свои собственные цели и задачи, и ни одна из них не вправе вмешиваться в дела другой.
Задача церкви заключается в:
- проповеди Евангелия;
- совершение таинств;
- попечительстве о душах верующих и так далее.
В обязанности государства входит:
- обеспечение правопорядка;
- сбор налогов;
- управление экономикой и обществом;
- содержание дееспособной армии;
- защита жизни;
- защита имущества своих граждан и так далее.
Государству предоставлена власть использовать меч. У церкви же такой власти нет.
Апостол Павел в 13 главе послания к Римлянам пишет:
“Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены по всему противящийся власти противиться божие установления А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое”.
Павел утверждает, что власть государства установлена самим Богом. Когда тот или иной правитель наделяется властью, по сути, он ставится на это место как Божий служитель. Он не может действовать независимо от Бога.
Вот что по этому поводу говорит Вестминстерское исповедание веры:
“Бог, величайший Господь и Царь всего мира, установил над людьми государственную власть, которая подчинена Ему, — для Своей славы и общего благоденствия; и с этой целью дал им в руки меч власти, чтобы защищать и поддерживать делающих добро и наказывать преступников. Гражданская власть не может принимать на себя служение Слова и совершение Таинств, или власть иметь ключи от Царства Небесного;”.
Отделение церкви от государства
В наши дни концепцию отделения церкви от государства часто ошибочно понимают как отделение государства от Бога. Государство стремится выйти из-под Божьего контроля, оно стремится к независимости.
Когда церковь предупреждает существующую власть о нарушении морально-этических норм, церковь часто критикуют за то, что она вмешивается в дела государства, но это не так.
Церковь не пытается исполнять функции государства, она лишь пророческим образом обличает и призывает власть быть такой, какой её желает видеть Бог.
В определённом смысле Евангелия действительно можно рассматривать как политическую силу. Ведь Писание и церковь объявляет Христа Царём царей и Господом господствующих. Христос обладает высшей властью. Все остальные правители и начальники отвечают переднем за то, как они используют свою власть.
Правителям дана власть использовать меч. Государство действует в соответствии с законом, который может предполагать использование силы. Но при этом во всём и всегда государство подотчётно Богу.
Что говорит Библия?
Библия призывает христиан быть образцом гражданского повиновения везде, где это возможно. Мы почитаем Христа молитвами за тех, кто стоит у власти, а также мы прославляем Бога послушанием и повиновением тем властям, которые над нами установлены.
Мы должны подчиняться власти государства до тех пор, пока она не начинает настаивать на совершении того, что Бог запрещает или же не начинает препятствовать в том, что Бог говорит нам делать.
Итак, церковь и государство это две разные формы организации, созданные Богом и подотчётные Ему. Власть государства установлена Богом. Ни одно государство не может быть отделено от Бога и действовать независимо от Него.
Когда государство стремится стать независимым от Бога, долг церкви обличить его в этом. Обязанность каждого христианина заключается в послушании власти. Мы должны соблюдать законы, если они не противоречат Божьему слову.