Всем привет. Мы продолжаем говорить о формировании церковной иерархии, и сегодня мы рассмотрим свидетельство Деяний святых апостолов и поздних посланий апостола Павла к колоссянам, к ефесянам и пастырских посланий.
В послании к колоссянам и к ефесянам, сведений о церковной иерархии практически нет. Зато большое внимание там уделяется проблеме церковного единства и устройству взаимоотношений между христианами.
Обращает на себя внимание лишь один отрывок из четвертой главы послания к ефесянам. Там апостол перечисляет церковные служения:
- апостолы;
- пророки;
- евангелисты;
- пастыри;
- учителя.
Как мы видим, среди этих служений нет епископов и пресвитеров. На основании этого мы можем предположить, что данных служений либо вовсе не было в данной общине, либо они не считались значительными.
Важным свидетельством о новом этапе формирования церковной иерархии являются пастырские послания апостола Павла. В них мы уже видим три отдельные ступени:
- Епископов.
- Пресвитеров.
- Диаконов.
Однако, взаимоотношения между ними, функции которые они исполняли, до сих пор не понятны и нестабильны.
Так, в первом послании к Тимофею автор особенно выделяет служение епископское и дьяконское. В тексте он приводит критерии, по которым необходимо выбирать людей на данные служения. Однако, не описывает в чём же заключаются эти служения.
В общении так же присутствуют и пресвитеры, однако, их роль не до конца понятна. Автор послания не приводит критериев выбора этих людей. Лишь в пятой главе он упоминает об их учительной функции.
Кто должен избирать епископа?
В четвертой главе первого послания к Тимофею, автор говорит о том, что Тимофей получил дар служения и управления через возложение рук совета старейшин или пресвитеров. Этот момент довольно интересен, поскольку мы видим, что единоличного управителя общиной епископа рукоположили пресвитеры, которые в последующей иерархии будут на ступень ниже данного служения.
Возможно, подобная хиротония рукоположения была свидетельством выбора епископа всей общиной христиан.
В послание к Титу, автор говорит о том, что он велел ему поставить в каждом городе Крита по несколько пресвитеров. Это свидетельствует о том, что ступени пресвитера и епископа уже отличались друг от друга и, более того, епископ был не только единоличным управителем общины, но отныне он не был привязан к какому-либо одному городу, поскольку пресвитеров он назначал в разные города.
В то же время очевидно, что данная структура управления церковью ещё не была повсеместной и общепризнанной. Это следует как из послания к ефесянам, так и из более поздних творений мужей апостольских, в которых всё ещё присутствует указание на коллегиальное управление общинами.
Несколько отрывков, свидетельствующих о сложности и разнообразии в вопросе церковной иерархии, также находится в Деяниях святых апостолов.
Так из истории от правления Павла и Варнавы миссионерское путешествие мы видим, что в Антиохии церковью управляли учителя и пророки. Именно они получают откровения духа, возлагают руки и отправляют на миссию.
Из прощальной речи апостола Павла перед еффескими пресвитерами, мы видим две вещи:
- Община города Ефес очевидно управлялась коллегией пресвитеров.
- Термины “пресвитер” и “епископ” в речи апостола Павла являются взаимозаменяемыми. В 17 стихе 20 главы Деяний управителя сельская община называются “пресвитерами”, а в 28 “епископами”.
Таким образом, мы видим насколько неоднородным и разнообразным было управление церковью в апостольскую эпоху. С одной стороны, существовали общины, которые управлялись коллегиально, с другой стороны, уже возникало единоличное управление церковью.
И конечно же, над всем этим стояли сами апостолы, власть которых принципиально отличалась от епископской власти, поскольку она была экстерриториальной. Они не были связаны одной общиной. К примеру, апостол Павел, как мы видели, управлял всеми общинами, которые он основал.
В то же время, уже в этот период мы видим, как постепенно возрастает внимание, которое уделяют христианские авторы теме церковной иерархии и внутреннего устройства церкви.
Если поначалу в ранних посланиях об этом нет практически и речи, то последнее послание содержат значительно больше информации об этом вопросе.
Очевидно, что для того, чтобы выжить в новом мире, в мире Римской империи (особенно после смерти апостолов), церкви была необходима структура управления, структура принятия решений, которая сохранила бы единство христиан.
Именно этот процесс начинается в конце первого века и ему же посвящается большое внимание в трудах мужей апостольских в начале второго. Однако, об этом мы поговорим с вами уже следующий раз!