Епископ как образ Бога

Бог

Мы продолжаем говорить об истории формирования церковной иерархии. В прошлый раз, мы разобрали с вами свидетельство о выборности епископата в древней церкви.

Сегодня же мы поговорим о первых однозначных указаниях на единоличную власть епископа, который содержится в посланиях священномученика Игнатия Богоносца.

Послания Игнатия Богоносца

Послания Игнатия Богоносца были написаны в начале второго века, и именно в этих текстах мы находим первые указания на единоличную власть епископа, и на трехчастную иерархию:

  1. Диаконы.
  2. Пресвитеры
  3. Епископы.

 

Для Игнатия Богоносца подчинение иерархии является естественной частью христианского освещения, то есть христианского образа жизни, об этом он пишет в послании к ефесянам:

Посему следует всячески славить Иисуса Христа, Который прославил Вас, для того, чтоб вы в единодушном повиновении были утверждены в одном духе и в одних мыслях, и все вы говорили одно, чтобы, повинуясь епископу и пресвитерству, вы были освящены во всем”.

В этом же послании также звучит идея о необходимости смотреть на епископа, как на самого Господа. Посланник свидетельствует о том, что некоторые члены общины не подчинялись епископу и делали всё без него, что, по его мнению, было недобросовестно.

Вообще Игнатий в своих посланиях уделяет очень большое внимание утверждению единоличной власти епископа. Из этого можно сделать вывод не только о том, что данная форма управления общинами уже появилась. Но и о том, что далеко не везде она ещё была общепризнанной и её необходимость приходилось доказывать и утверждать.

Послание Игнатия также содержат ясные указания на наличие трех ступеней священнослужения:

Епископ председательствуют на месте Бога, пресвитеры занимают место собора апостолов и диаконам, сладчайшим мне, вверено служение Иисуса Христа”.

Однако, иерархический строй этих служений ещё не совсем очевиден. В разных посланиях, Игнатий приводит разные образы соответствующие пресвитерам и диаконам.

Послание к траллийцам

Из предыдущей цитаты можно заметить, что место епископа приравнено к месту Бога, служение диаконов приравнено к служению Иисуса Христа, а служение пресвитеров к служению апостолов.

Однако, в послании к траллийцам Игнатий использует совершенно другую аналогию:

Ибо, когда вы повинуетесь епископу, как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живете, и не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, избежали смерти. Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа. Повинуйтесь также и пресвитерству, как апостолам Иисуса Христа – надежды нашей, в Котором дай Бог жить нам. И диаконам, служителям таинств Иисуса Христа, все должны всячески угождать, ибо они не служители яств и питий, но слуги Церкви Божией, поэтому-то и им должно беречься от нареканий, как от огня”.

Здесь служению Иисуса Христа приравнивается уже не служение диаконов, а служение епископа. Пресвитеры же по-прежнему занимают места апостола.

Из этих двух сравнений видна некоторая непоследовательность Игнатия Богоносца, которая возможно связана с тем, что иерархический строй в этот период всё же ещё не окончательно сформировался.

Послание к смирнянам

В послании к смирнянам, Игнатий Богоносец излагает функции которые должен был исполнять епископ.

Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та Евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь. Непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно”.

В целом, можно выделить несколько особенностей посланий Игнатия Богоносца:

  1. В них впервые уделяется такое большое внимание иерархическому устройству церкви. Хотя само слово “иерархия” там ещё не употребляется.
  2. Основная мысль, которую проводит Игнатий, заключается в том, что именно через единство с епископом осуществляется единство церкви.
  3. Послания Игнатия говорят о единоличном управлении общиной со стороны епископа. Таким образом, мы можем говорить о начале формирования монархического епископата.

Чем же обусловлено появление такой формы управления общиной?

Возможно, это связано с ситуацией эпохи, когда церковь по-прежнему сталкивалась с серьезными угрозами и вызовами её единству, а каких-либо серьезных авторитетов, какими были апостолы к тому времени, уже не осталось в живых.

В то же время необходимо отметить, что Игнатий Богоносец доказывая необходимость единоличного управления общиной, ни разу не ссылается на авторитет Христа. Он приводит Богословский образ и сравнивает служение епископа со служением Бога, служением Иисуса Христа. Однако, он не говорит о том, что данная форма управления передана от апостолов.

Одновременно с этим, современные исследователи склоняются к тому, что модель, которую описывает Игнатий, не была характерна для всей церкви. Она существовала в Антиохии.

Поликарп Смирнский

Подтверждение этому является послание Поликарпа Смирнского. Игнатий в своих текстах обращается к нему, как к епископу. Сам же Поликарп в своём тексте называет себя от “пресвитером” и причисляет себя к той коллегии пресвитеров, которая по-видимому управляла его церковью.

Таким образом, на рубеже 1-2 веков мы видим, как постепенно меняется ситуация в вопросах управления церковными общинами.

С одной стороны, по-прежнему существует демократическая форма управления, когда епископ избирается общиной и когда этих епископов может быть несколько. А с другой стороны, уже возникает монархический епископат, который так ярко отражен в послании Игнатия Богоносца.

Почему этот вопрос так важен?

Вызовы единству, с которыми столкнулась церковь за этот период, были видимо настолько критическими, что необходимо было выработать четкий аппарат управления церковью. Именно поэтому всё больше и больше внимания в текстах уделяется именно этому вопросу.

Внутренняя слабость общин 1-2 веков привела к тому, что мужи апостольские должны были создать и укрепить тот строй, который должен был обеспечить жизнь церкви. С исторической точки зрения, христианам нужно было либо самоорганизоваться, либо исчезнуть.

В следующий раз мы поговорим с вами о новом периоде формирования церковной иерархии.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт