Что означает НАЧАЛО СОЗДАНИЯ БОЖИЯ?

Иисус Христос

В книге Откровение, Иисус Христос, обращаясь к Лаодикийской церкви говорит:

“И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия…”

Что же означает фраза «начало создания Божия»?

Некоторые полагают, что эти слова говорят об Иисусе, первом существе, которое создал Бог Отец.

  • Действительно ли это так?
  • Является ли Иисус Христос сотворенным существом?
  • Есть ли у Него начало во времени?

Здесь мы будет искать ответы на эти вопросы, поэтому оставайтесь с нами. На языке оригинала эта фраза звучит так: хэ архэ тэс ктисэос ту теу. Древнегреческое слово архэ может иметь разное значение: «начало», «основание» «происхождение», «первопричина», «источник», «начальник», «власть».

Какое значение слово архэ имеет в Откр. 3:14?

Чтобы узнать это давайте проанализируем контекст. В начале книги Откровения Иисус обращается к семи церквям с определенной вестью. Послание к Лаодикийской церкви является заключительным, седьмым по списку.

Если внимательно проанализировать каждое послание, то Христос говорит о Себе используя выражения и некоторые Свои характерные черты, с которыми мы встречаемся в 1 главе.

Например, в послании к Фиатирской Церкви в Откр. 2:18, Иисус представлен как Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану. Эти характеристики взяты из первой главы 14-о и 15-о стихов. Похожую ситуацию мы имеем и в Откр. 3:14, где описание Иисуса перекликается с Откр. 1:5:

«и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных…».

Мы видим, что в обоих стихах, Иисус назван свидетелем верным. В Откр. 1:5 после этих слов говорится, что Иисус является «первенцем из мертвых и владыкой царей земных», а в Откр. 3:14 следуют слова «начало создания Божия».

Следует отметить, что слово архэ и фраза «первенец из мертвых» используются по отношению к Иисусу Христу не только в книге Откровение, но и в послании к Колосянам. Предлагаю прочитать несколько стихов:

«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари, Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стои́т. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство…».

Мы видим, что фраза «начало создания Божия» имеет параллели с словами «рожденный прежде всякой твари».

Тот факт, что Лаодикия находилась рядом в Колоссами, и то, что Павел призывал Колоссян (Кол. 4:16) дать Лаодикийской церкви прочитать его послание к ним, предполагает, что Лаодикийцы были хорошо знакомы с описанием Христа как архэ, который создал всю вселенную.

Поэтому, слово архэ в Откр. 3:14 лучше перевести как «источник», «происхождение» или «начальник» Божьего творения. Иисус является источником происхождения мира и имеет абсолютную власть над ним. Еще один важный момент. Слово архэ упоминается в книге Откровения еще в двух других местах.

Это Откр. 21:6 и 22:13. В Откр. 21:6 архэ относится к Отцу. Параллель можно провести с Откр. 1:8. А в 22:13 оно относится к Иисусу Христу. В Откр. 1:17 и 2:8 Иисус называет Себя Первым и Последним. Также в 22:13 Иисус говорит о себе:

«Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22:13).

В данном стихе мы видим, что одна и та же мысль повторяется трижды. Таблица, которую вы видите на экране, показывает это. Слова Альфа – первая буква греческого алфавита, начало и первый находятся в левой колонке, а слова Омега – последняя буква греческого алфавита, конец и последний в правой колонке таблицы.

Что все это означает?

Утверждение Иисуса «Я есмь Первый и Последний» — очень значимо. Оно отражает утверждение, описывающее Бога завета у пророка Исаии 44:6:

«Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога…».

Ранко Стефанович, професор Нового Завета, пишет: «Применяя эти слова из Ветхого Завета к Себе, Иисус утверждает, что Он ни Кто иной, как Ветхозаветный Яхве, Бог завета. В начале видения воскресший Христос, «подобный Сыну Человеческому», исполняет обетование завета, данное древнему Израилю:

«и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом» (Лев. 26:12).

С помощью образа – хождения посреди светильников – Христос показывает Свое присутствие и служение церквям». Итак, мы видим, что контекст книги указывает, что слово архэ в Откр. 3:14 передает идею верховного владычества Иисуса над творением, поскольку Он является Создателем всего видимого и невидимого, Он есть Начало и Конец, Первый и Последний.

Также хотим обратить ваше внимание на очень важную деталь. В Откр. 3:14 Иисус назван как «Аминь», что на иврите означает верный и истинный. Единственное место в Библии, где слово аминь используется как имя, находиться в книге пророка Исайи 65:16, где Бог назван «Богом истины» (по-еврейски, «Богом аминь». «которым кто будет благословлять себя на земле, будет благословляться Богом истины; и кто будет клясться на земле, будет клясться Богом истины, — потому что прежние скорби будут забыты и сокрыты от очей Моих. Ибо вот, Я творю новое небо и новую землю, и прежние уже не будут воспоминаемы и не придут на сердце» (Исаия 65:16,17).

Здесь мы видим, как имя Аминь связано с новым творением.

Грегори Билл, профессор Нового Завета пишет:

«А в чем заключается благословение Бога Аминь? Это не что иное, как сотворение нового неба и новой земли (Ис. 65:17) или новое творение, началом которого стал воскресший Христос. Христос открывается в послании Лаодикии как «Аминь, свидетель верный и истинный», потому что именно в нем начали исполнятся пророчества Исаии о новом творении (Ис. 65:16-17), а самим лаодикийцам так недостает качеств верного свидетеля. Кроме этого, им необходима сила его воскресения (как первенца нового творения), потому что они духовно мертвы и нуждаются в пробуждении…» (с.114).

Выводы

Итак, мы с вами выяснили, что, слово архэ в Откр. 3:14 лучше перевести как «источник», «происхождение» или «начальник» Божьего творения. В таком случае библейский текст будет звучать следующим образом:

«И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, Источник (или начальник) Божьего творения» (Откр. 3:14).

Иисус Христос создал все видимое и невидимое, небесное и земное, включая и нашу планету. Он является Творцом и Создателем.

Иисус также пришел в наш мир, прожил совершенную жизнь, умер и воскрес, таким образом положив начало новому Божьему творению. Павел пишет во Втором послании к Коринфянам 5:17, что кто во Христе, тот новое творение; древнее прошло, теперь все новое. Также книга Откровения заканчивается новым творением, когда Господь создаст новое небо и новую землю.

Дорогие друзья, весть Иисуса к Лаодикийской церкви относится и к нам. Признаем ли мы Его верным и истинным свидетелем, Создателем и Владыкой всего творения? Он хочет преобразовать нас и предлагает вечную жизнь на новом небе и новой земле.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт