Иисус Христос — это Бог и Спаситель?

Библия

Сейчас мы проанализируем один библейский стих, который связан с темой божественности Иисуса Христа. Он записан во втором послании Петра, первая глава, и первый стих:

«Симон Петр, раб и Апостол Иисуса Христа, принявшим с нами равно драгоценную веру по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр. 1:1).

При чтении этого текста возникает вопрос: относится ли слово «Бог» — греческое (Теос) к Иисусу или речь идет об отдельных Личностях: Боге Отце и Спасителе Христе. То есть, называет ли Апостол Петр Иисуса Христа Богом?

Чтобы найти ответ на этот важный вопрос, вначале мы проанализируем все аргументы против Божественности Христа, а потом рассмотрим контраргументы.

Аргументы против божественности Христа

Первый: Отклонение от стандартной конструкции. Читая послание, мы видим, что в других местах используется фраза не «Бог и Спаситель» а «Господь и Спаситель» по отношению ко Христу (1:11; 2:20; 3:2; и 3:18).

Четыре раза «Господь и Спаситель», и только один раз «Бог и Спаситель». На том основании, что автор отходит от повторяющейся фразы и меняет слово «Господь» на слово «Бог», некоторые исследователи приходят к выводу, что Апостол Петр имел ввиду Две Личности. Слово «Теос» относиться к Отцу.

Второй аргумент: Расположение в тексте местоимения «наш», на греческом «хемон» В тексте написано: «по правде Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа». Некоторых толкователей смущает данное местоимение.

Создается впечатление, что оно полностью разделяет существительные Бог и Спаситель друг от друга.

Третий аргумент: Параллельная конструкция в 2 Петр. 1:2. Во втором стихе Апостол Петр пишет:

«благодать и мир вам да умножится в познании Бога и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Петр. 1:2).

В этом стихе явно идет речь о Двух Личностях: Боге Отце и Господе Иисусе Христе, потому что перед словом «Господь» «кюриу» расположен артикль «ту». Это признают практически все комментаторы. На основании этого разделения Бога и Христа во втором стихе, делают вывод, что и в первом тексте Апостол пишет о Двух Личностях.

Четвертый аргумент: Редкость употребления слова «Бог» к Иисусу. Поскольку в Новом Завете очень мало мест, где ясно и недвусмысленно Иисуса называют Богом, не следует ожидать, что и во 2 Петр. 1:1 есть указание на это.

Все вышеперечисленные аргументы приводят некоторых исследователей к выводу, что фраза «Бог и Спаситель» в первом стихе описывает Две Личности: Отца и Сына. Не смотря на это, большинство исследователей видят в тексте ясное указание на Христа, как Бога. Рассмотрим теперь Контраргументы и аргументы за Божественность Христа. Отклонение от стандартной конструкции.

Что можно ответить на этот аргумент?

Следует сказать, что в использовании слова «теос» нет ничего удивительно. Во-первых потому что оно является обычным вариантом более распространенного слова «Господь» (кюриос). И во-вторых слова «Бог» и «Господь» во втором послании Петра употребляются взаимозаменяемо. Например:

2 Петр. 3:10. «Придет же день Господень, как вор ночью» 2 Петр. 3:12 – «ожидающим и желающим пришествия дня Божьего».

То есть мы ясно видим, что слова «Бог» и «Господь» взаимозаменяемы, и поэтому нет ничего удивительно в том, что в одном месте Иисус назван «Господь и Спаситель», а в другом «Бог и Спаситель». Местоположение «Наш», на греческом «хемон». Что можно сказать на это?

На самом деле местоположение «хемон» не обязательно должно разделять существительные. Можно найти еще три стиха (2 Петр. 1:11; 2:20; 3:18), в которых, местоимение «наш» расположено между двумя существительными, но ясно что речь идет об Одной Личности.

Прочитаем один из них:

2 Петр. 2:20 – «Ибо если, избегнув скверн мира через познание Господа НАШЕГО и Спасителя Иисуса Христа…».

Поэтому если в других местах Второго послания Петра наличие местоимения «хемон» не препятствует пониманию ссылки на одну личность, нет никаких оснований 2 Петр. 1:1 толковать иначе. Параллельная конструкция во 2 Петр. 1:2.

Что можно сказать на это?

Следует отметить, что между стихами 2 Петр 1:1 и 1:2 нельзя провести четкую параллель, потому что это различные конструкции. Если бы в задачи автора послания было желание отличить Бога Отца от Иисуса в 2 Петр. 1:1, то он бы перед существительным вставил артикль, как это сделано во втором стихе.

Редкость употребления слова «Бог» к Иисусу. Действительно, в Новом Завете не так много мест, где слово «Бог» применяется к Иисусу Христу. Но этих стихов достаточно, чтобы допустить вероятность употребления и Апостолом Петром. Редкость не означает невозможность.

Итак, проанализировав все аргументы против божественности Иисуса Христа, мы установили, что они недостаточно обоснованы. Нет веских причин отвергать возможность того, что Апостол Петр прямо называет Иисуса Христа Богом.

Дополнительные аргументы

Правило Грэнвилла Шарпа. Грэнвилл Шарп (1735-1813) сформулировал несколько правил употребления определенного артикля, одно из которых стало известным среди филологов и грамматистов как «Правило Грэнвилла Шарпа».

Рассмотрим его несколько упрощённой вариант: Если союз «και» размещен между двумя существительными, и если перед первым существительным поставлен определенный артикль, а перед другим нет, то всегда, без исключений второе существительное относится к тому же лицу, что и первое.

Библейский стих 2 Петр. 1:1 как раз подпадает под это правило, и на основании этого, мы приходим к выводу, что Апостол Петр называет Иисуса Христа Богом. Прославление Христа в 2 Петр 3:18.

В Новом Завете доксологии преимущественно обращены к Богу Отцу, но есть также случаи, где прославление непосредственно обращено к Иисусу Христу. Яркий пример записан в Откр 1:5-6, где Апостол Иоанн восхваляет Христа за любовь и спасение. Апостол Петр также направляет свое славословие к Иисусу:

«возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Ему слава и ныне и в день вечный. Аминь» (2 Петр 3:18).

В контексте прославления Христа нет ничего удивительного в том, что автор послания называет Иисуса Богом в 2 Петр 1:1. Использование существительного «Спаситель», на греческом «сотер» во втором послании Петра.

Следует отметить три важных момента об употреблении «сотер» в послании Петра:

  1. Это существительное никогда не имеет артикля и относится к Иисусу;
  2. Всегда связано с предшествующим существительным с артиклем;
  3. Конструкция «Господь наш и Спаситель» всегда ссылается на Одну Личность.

Следовательно, почти невозможно отрицать, что стих 2 Петр 1:1 подтверждает Божественность Иисуса Христа.

Выводы

Детальный анализ текста подтвердил, что в библейском стихе 2 Петр 1:1 автор послания называет Иисуса Христа – Богом и Спасителем.

Об этом свидетельствует грамматическая конструкция и контекст всего послания. Джин Грин, в своем комментарии пишет:

«Этот стих является одним из самых ясных заявлений Нового Завета об убежденности ранней церкви в Божественности Христа».

Апостол Петр, который всегда был лидером среди учеников Христа, первый засвидетельствовал что Иисус является Мессией (Мф. 16:16).

Также и в своих Посланиях он возвеличивал Его, как Бога и Спасителя всего человечества. В Евангелиях мы читаем о том, что для Иисуса Христа очень важно, за Кого мы Его почитаем.

Давайте прислушаемся к Божьему Слову, и прославим Иисуса Христа как Бога и нашего личного Спасителя. Спасибо что были с нами.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт