Архангел Михаил это Иисус Христос?

Библия

Сегодня мы обратимся к Новому Завету, и посмотрим, что библейские авторы сообщают нам о Личности Михаила, и узнаем важность и смысл этого имени.

В Откровении Иоанна Богослова мы читаем:

«И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним».

Есть несколько моментов, которые указывают на то, что Михаил – это Иисус Христос. Некоторые исследователи на основании этого отождествления пытаются показать, что Иисус не является Богом. Но на самом деле все как раз наоборот, библейские данные о Михаиле подтверждают полную божественность Христа.

Аргумент №1

Итак, первый момент, который указывает на то, что Михаил это Иисус Христос, это аллюзия на протоевангелие. В описании этой борьбы есть явная аллюзия на обетование из книги Бытия три пятнадцать – где описана вражда между семенем и змеем, между Мессией и Дьяволом. Христос должен был поразить дьявола в голову, и это случилось на Голгофе – о чем и написано в двенадцатой главе Откровения.

Аргумент №2

Второй момент, это контекст. Очевидно то, что центральной Личностью Библии является Христос. Именно на Него указывала вся система жертвоприношений, именно о Христе провозглашали пророки, и писали Апостолы. И поэтому нет ничего удивительного в том, что и в последней, завершающей книге центральной Личностью есть Иисус.

Он есть Агнец Божий, Победитель зла, Первый и Последний, Царь царей и Господь господствующих. Вся Библия и книга Откровение свидетельствуют – Христос есть победитель сатаны. Исходя из этого, было бы странно, если бы победа над дьяволом была приписана какой-то другой личности! Уже сама весть всего Священного Писания указывает на то, что Михаил, который превозмог сатану – это Иисус Христос.

Аргумент №3

В-третьих, об этом также свидетельствует структура книги. Серьезные исследователи Откровения заметили, что книга имеет определенную структуру – хиазм – еврейский обратный параллелизм. В хиазме – кульминация текста находится в центре.

Мы видим, что центральная глава книги Откровение – это двенадцатая глава. А в этой главе говорится о победе Христа. Апостол Иоанн с первых стихов двенадцатой главы начинает описывать великую борьбу, между дьяволом и Христом.

В первых шести текстах говорится о желании дракона пожрать младенца. В этих образах представлен сатана, который направил все свои усилия, чтобы уничтожить Христа. Но он проиграл эту битву, и в пятом стихе мы читаем о том, что дитя было восхищено к Богу – что указывает на Триумф Иисуса и Его Вознесение. И дальше, Иоанн Богослов делает интерлюдию, вставку чтобы объяснить суть и происхождение этой вражды между дьяволом и Христом.

Оказывается, что вражда между драконом и младенцем происходила не только на Земле, но была и на небе. Битва на земле, это часть войны вселенских масштабов. И поэтому он представляет Христа под именем «Михаил», которое имеет значение «Кто подобен Богу?». Это Имя лучше всего вписывается в контекст великой борьбы! (Исаия 14:12-14):

«Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: «взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему».

Имя «Михаил» как вы могли заметить, всегда появляется в контексте борьбы с сатаной, и оно отрывает ее причину: люцифер, помазанный херувим, наивысший из ангелов захотел быть подобным Богу. А как сотворённое существо может быть подобно Богу? Прочитаем третье искушение Иисуса в Евангелии от Матфея:

«и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: меня Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Эти слова открывают нам, что люцифер захотел поклонения, и это сделало бы его равным Богу. Все дело в том, что из Трех Личностей Божества Иисус Христос был наиболее близок к ангелам – в Ветхом Завете Он несколько раз представлен в образе Ангела Господнего и Вождя небесного воинства, но при этом Он оставался равным Отцу.

Дьявол начал завидовать Иисусу, поставил под сомнение статус Христа, и из-за своей ревности упустил тот момент, что Христос по своей природе несравненно выше любого сотворенного существа. По этой причине на небе разразилась война между Иисусом и дьяволом, а имя «Михаил» указывает на ее причину – Кто подобен Богу? Христос или дьявол? Поэтому сатана так жаждал поклонения Иисуса. Как же ответил Христос на его предложение?

Сын Божий сказал: Только Богу можно поклониться, и этими словами Иисус не ссылался только на Отца. Он также говорил о Себе: Не Сын Божий должен поклониться дьяволу, но дьявол Иисусу, потому что Он по природе Бог! И в Евангелиях мы читаем, что Сын Божий принимал поклонение Себе. Как дьяволу не удалось уничтожить младенца, так и здесь, сатане не удалось победить Михаила. (Откр. 12:10,11):

«И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти».

Итак, контекст всей Библии, контекст книги Откровения, и контекст двенадцатой главы указывает на то, что «Михаил» это имя Иисуса Христа. В этой главе Сын Божий представлен как младенец, Михаил и Агнец Божий. Иоанн очень искусно открывает разные грани великой борьбы.

Аргумент №4

Четвертый момент, указывающий на то, что «Михаил» является Иисусом, это принадлежность ангелов. В тексте мы читаем: «Михаил и Ангелы Его». Эта фраза имеет очевидные параллели с другими текстами Священного Писания. (Матф. 16:27):

«ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его».

Подобные слова встречаются еще в двух стихах Нового Завета. Также Михаил в Послании Иуды представлен как Архангел, то есть Предводитель и Вождь. Мы видим, что можно провести параллели между Михаилом и Сыном Человеческим.

Аргумент №5

Пятый момент, это. Иисус и свержение дьявола. Как мы увидели, в книге Откровение победа Михаила и свержение дьявола связана с Голгофой. А читая Евангелия, можно заметить, что именно Иисус победил сатану на кресте. В Евангелии от Иоанна мы читаем:

«Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет».

Великий князь Михаил победил на кресте князя этого мира. Хотя победа на кресте является решающей, она была не первая. В Евангелии от Луки мы читаем:

«Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию…».

Эти слова Иисуса указывают на самое первое падение дьявола, и открывают что Христос был непосредственным участником этого события. Хотя сатана упал с неба, но в книге Иова мы читаем, что он имел доступ к небесным собраниям. Но на кресте он окончательно был ограничен пребыванием на нашей Земле.

Аргумент №6

Шестой момент, это Михаил и участь людей. В Послании Иуды мы читаем: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». Архангел Михаил спорит с дьяволом о теле Моисея.

Тело в Библии связано с воскресением, а поскольку Моисей явился Иисусу на горе преображения, можно сделать вывод, что спор идет об окончательной участи Моисея – то есть воскресении. Этот стих перекликается с книгой Даниила, где Михаил также представлен в контексте воскресения и воздаяния. А Иисус Христос сказал:

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25).

Аргумент №7

Седьмой момент, это Цитата из книги пророка Захарии. В послании Иуды, слова, которые Михаил сказал дьяволу взяты из следующего текста: (Захария 3:1,2)

«И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. 2. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?».

Это выражение «Господь да запретит тебе, сатана» исходят из уст самого Бога, и ясно видно то, что есть как минимум две Божественные Личности. Поэтому, когда в послании Иуды звучат те же слова, становится очевидным, что Господь и Михаил – это одна и та же личность. Речь идет об Иисусе Христе, который ссылается на Господа, Своего Отца.

Аргумент №8

Восьмой момент, это Глас Архангела. Апостол Павел говоря о всеобщем воскресении пишет:

«потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде…».

В этом тексте глас Архангела непосредственно связан с воскресением. А в Евангелии от Иоанна мы читаем:

«Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения». (Ин. 5:25-29).

Апостол Иоанн ясно открывает нам, что Отец и Сын являются Жизнедателями, и именно Глас Сына пробудит мертвых, творивших добро в воскресение жизни, а делавших зло — в воскресение осуждения.

Снова эти слова имеют очевидную связь с двенадцатой главой книги Даниила, где явление архангела Михаила и воскресение связаны вместе. Следует заметить, что сам титул «Архангел» не обязательно нужно понимать в смысле: главный Ангел. На самом деле мы видим, что Михаил — это Бог Иисус Христос. Поэтому слово «Архангел» следует понимать, как «Глава Ангелов».

Выводы

Итак, на основании этих свидетельств, можно прийти к выводу, что скорее всего, Архангел Михаил – Это Вторая Личность Божества – Иисус Христос. Архангел Михаил, — это Господь, Мессия, Вождь Небесного воинства, Жизнедатель, Такой как Бог, и Победитель дьявола. Имя Михаил означает — Кто подобен Богу? Оно указывает на желание Люцифера – стать подобным Богу, с чего и началась война на небе.

Зададим себе вопрос, в этой великой борьбе между Михаилом и сатаной, на какой стороне находимся мы? Кто является нашим Вождем? Великий князь Михаил, или князь мира сего.

От ответа на этот вопрос зависит наша участь: воскресение жизни, или воскресение осуждения. Спасибо что были с нами, до встречи.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт