Пение гимнов Христу: доказательство божественности Иисуса

Иисус Христос

Сейчас продолжим раскрытие первого аргумента из пяти, о том, что Иисус Христос равен Богу. Первый аргумент гласит: Иисус Христос разделяет почести Бога Отца. Одним из наиболее интересных аспектов преданности ранней церкви Иисусу Христу была практика пения гимнов о Нем.

  • Что этот факт говорит нам об Иисусе?
  • Что Священное Писание открывает нам о пении Христу?
  • Действительно ли пение гимнов Христу, говорит о Его божественности?

Сейчас мы будем искать ответы на эти вопросы. Оставайтесь с нами.

Первое свидетельство

Во-первых, в Новом Завете есть отрывок, который прямо указывает христианам петь гимны Иисусу Христу:

«И не упивайтесь вином, от которого распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» (Еф. 5:18-20).

Павел не только говорит христианам петь песни Господу Иисусу, но и призывает их петь Господу в своих «сердцах». Другими словами, песня и музыка в честь Иисуса должны быть очень тесно связаны с нашей повседневной жизнью. Для евреев «петь Господу» означало петь Яхве, Господу Богу. Тем не менее, контекст показывает, что Павел говорит о пении Господу Иисусу. В двадцатом стихе говорится о нем как о «нашем Господе Иисусе Христе», и весь отрывок следует тринитарной схеме:

«исполняйтесь Духом… поя и воспевая в сердцах ваших Господу… благодаря всегда за все Бога и Отца».

Таким образом, пятая глава в Послании к Ефесянам свидетельствует о том, что менее чем через тридцать лет после смерти и воскресения Иисуса, пение Христу как «Господу» было ожидаемой, бесспорной частью христианской жизни. В параллельном отрывке из послания к Колоссянам, написанном, вероятно, на год или два раньше, чем к Ефесянам, Павел призывает верующих:

«научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу».

Очевидно, что для Павла нет никакой разницы между пением Иисусу и пением Богу. Оба являются актами духовной преданности.

Второе свидетельство

Второе свидетельство из Нового Завета о практике пения Господу Иисусу находится в книге Откровения.

«И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 5:9-10).

Мы видим, что здесь записана сцена, в которой различные существа (представляющие как ангелов, так и искупленных людей) поют песню Иисусу на небесах. Профессор Нового Завета, Грегори Бил в своем комментарии на Откровение пишет:

«В Ветхом Завете «новая песня» всегда является выражением хвалы за победу Бога над врагом, иногда включая благодарение за творение Бога».

Здесь победа приписывается Агнцу, символически представляющего Иисуса Христа. Изображение ангелов и святых на небесах, поющих новую песню во славу Иисуса, подразумевает, конечно, что мы также должны сейчас петь хвалу Иисусу. Как мы уже говорили недавно, здесь Иисуса прославляют и почитают наравне с Отцом. Поэтому песни Христу являются весьма убедительным доказательством преданности Иисусу как Богу.

Третье свидетельство

Третье доказательство, которое мы находим в Новом Завете о практике почитания Иисуса Христа в песне, — это наличие явных остатков песен в посланиях. Современные библейские ученые интенсивно изучают возможность того, что различные отрывки в Новом Завете включают в себя элементы ранних церковных песен, гимнов или псалмов о Христе.

Возможно, самым ярким примером «псалма» или «гимна» для Христа является послание к Филиппийцам вторая глава, с шестого по одиннадцатый стих. Большинство богословов считает, что Павел цитирует христианский гимн:

«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца».

Содержание этого отрывка поражает тем, что весь он говорит о Христе — и все же таким образом, что сохраняет еврейскую монотеистическую настойчивость в исключительной славе только одному Богу. Единственное действие, которое отрывок приписывает Богу Отцу (в отличие от Христа), — это Божий акт возвышения Христа. Тем не менее, гимн заключает, что всеобщее поклонение, которое должен получить Иисус, будет направлено «во славу Бога-Отца».

Еще один интересный момент

Доказательства ранних христианских гимнов Христу мы находим также за пределами страниц Нового Завета — и не только от других ранних христианских авторов, но также и от нехристианских наблюдателей. В начале второго столетия, римский писатель Плиний описал христиан как собравшихся «в определенный день… чтобы петь гимны Христу как Богу». Очевидно, Плиний имеет в виду церковную практику встречаться, и прославлять Христа в песнях. Что означают слова Плиния?

Как указывает Ларри Хуртадо, замечание Плиния проливает дополнительный свет на наше понимания преданности ранней церкви Иисусу в песне:

«Изощренный римлянин, такой как Плиний, был вполне готов принять религиозное разнообразие и хорошо знал, что в различных религиозных кругах почитались различные боги и герои. Признание другого нового божества также не представляло трудности. Беспокойство Плиния к христианам в Вифинии вызвало то, что их почитание Иисуса как божества сопровождалось отказом почитать образы «богов» и императора. Эта религиозная исключительность создала серьезную (а иногда и смертельную) социальную и политическую проблему для христиан и сделала их поклонение Иисусу явно оскорбительным для языческих посторонних… Но эта исключительность преданности также свидетельствует о религиозном значении, которое поклонение Иисусу имело для христиан. Они оказали такое же почтение Иисусу, которое они оставляли только для «Бога Отца», считая отступничеством то, чтобы отдавать такое почтение любому из других божеств, рекламируемых в их культуре».

Заявление Плиния подтверждается комментарием, сделанным неизвестным христианским писателем около двухсотого года нашей эры и процитированный в Церковной истории четвертого века, написанной Евсевием:

«Сколько псалмов и сколько песен, которые с самого начала были написаны благочестивыми братьями, поют о Христе как о Логосе Бога и исповедуют Его божественность».

Обратите внимание, что в заявлении говорится, что такие песни имеют место «с самого начала», то есть с самого начала существования церкви.

Еще один удивительный факт. Интересно, что мы не находим какого-либо гимна в Ветхом Завете в отношении его величайших героев, где они воспеваются подобно тому, как это сделано в отношении Христа.

Моисей вывел израильтян из Египта, тем не менее, кроме названия, приписывающего восемьдесят девятый Псалом Моисею, во всех Псалмах есть только семь скудных упоминаний Моисея, и ни один из Псалмов не может быть описан как написанный в похвале или праздновании, или чести Моисея. Мы можем рассмотреть Авраама, отца еврейского народа. Он был очень важной фигурой в еврейском обществе. Псалмы упоминают об Аврааме только четыре раза, ни в коем случае не оказывая ему никакой чести. Как насчет Давида, величайшего царя Израиля?

Он, конечно, упоминается в названиях около восьмидесяти пяти псалмов как их автор, но в самих псалмах он упоминается только одиннадцать раз. Эти ссылки говорят о Божьем выборе Давида, Божьем завете с Давидом и о Божьей милости и верности Давиду, но они ничего не говорят о прославлении Давида. Можно еще вспомнить Соломона, самого мудрого человека Израиля, но он упоминается только как автор двух Псалмов.

Что это все означает?

Это говорит нам о том, что пение Христу в Ранней Церкви является уникальным случаем и доказывает Его божественность. Также, мы можем посмотреть на то, как ранняя церковь смотрела на Псалтырь. В своей работе «О плоти Христовой» христианский писатель Тертуллиан сказал следующее о псалмах Давида:

«Он поет нам о Христе, и через него Христос поет о себе».

Утверждение Тертуллиана прочно основано на словах Христа, Который сказал, что Закон, Пророки и Псалмы свидетельствуют о Нем. Конечно, Иисус, используя слово Псалмы говорит о третьей части еврейского канона – Кетувим, в которой находилась книга Псалмов.

Короче говоря, Новый Завет не содержит сборника песен, но это потому, что с христианской точки зрения у них уже был один: книга Псалмов. Для ранних христиан псалмы были об их Господе и Спасителе Иисусе Христе. Любые песни, гимны или псалмы, которые ранние христиане могли сочинять о Христе или для Христа, просто дополняли вдохновенный сборник гимнов Израиля. Тогда, как и сейчас, Иисус Христос был центром религиозной музыки церкви — но таким образом, который никогда не умалял славы Божьей и не ставил под угрозу библейский монотеизм.

Выводы

Ранее мы представили пять самых главных и сильных аргументов, которые доказывают, что Иисус Христос равен Отцу.

Первый аргумент гласит: Иисус Христос разделяет почести Бога Отца.

Сейчас же мы рассмотрели один из аспектов данного аргумента: пение Иисусу Христу. Мы с вами выяснили, что в Библии содержится прямой призыв петь Нашему Господу – Иисусу Христу. Для евреев «петь Господу» означало петь Яхве, Господу Богу. Хотя действительно можно петь о чем-то или ком-то, например, о родителях, друзьях, возлюбленных и это не будет говорить об их божественности, случай с Иисусом уникален. Мы с вами рассмотрели свидетельства и доказательства, которые говорят нам о том, что пение Христу говорит о Его божественности.

Мы увидели, что для Павла нет никакой разницы между пением Иисусу и пением Богу. В книге Откровение небесные существа в песнях прославляют Иисуса Христа и поклоняются Ему наравне с Отцом. Поэтому, на основании этих свидетельств, мы пришли к выводу, что Иисус является Богом в полном смысле этого слова.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт