В посланиии к Евреям 6:4-6 мы читаем:
«Ибо невозможно — однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпадших опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему».
Возникает вопрос:
- Говорит ли этот отрывок, а также Евреям 10:26-29 о невозможности покаяния?
- Означает ли это, что если христианин отступает, он или она не могут снова покаяться?
- Неужели нет возможности получить второй шанс на покаяние?
- Говорит ли этот отрывок, а также Евреям 10:26-29 о невозможности покаяния?
Во-первых, важно понять предыдущий опыт слушателей Послания к Евреям. Некоторые из них были «просвещены, и вкусили дара небесного, и соделались причастниками Духа Святого, и вкусили благого глагола Божия и сил будущего века», а затем отпали.
Первая метафора, используемая для описания этой христианской общины — «просвещены».
Это выражение также встречается в Евреям 10:32:
«Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий».
Очевидно, что эта метафора описывает первоначальный опыт знакомства со Христом. Под влиянием Духа Божьего слушатели Павла обратились от «мертвых дел» к «вере в Бога» и к «познанию истины».
Вторая метафора — «вкусившие дара небесного», показывает, что слушатели пережили духовный опыт спасения по благодати. Глагол «вкусить» также появляется в Евреям 2:9, где говорится о Христе, Который должен был «вкусить смерть за всех». Когда Христос, будучи человеком, вкусил смерть, Он испытал нечто неизвестное Ему до сих пор. Аудитория Послания к Евреям точно также вкусила небесный дар — нечто ранее неизвестное им, а именно «великое спасение». Третья метафора тесно связана с вкушением небесного дара.
Христиане «соделались причастниками Духа Святого». Эта метафора выражает идею причастности, и напоминает о Евреям 3:1 и 3:14, в которых аудитория описывается как «участники в небесном звании» и «причастники Христа». Раздаяние Святого Духа — это тот яркий опыт, который испытали слушатели Павла на ранней стадии своего христианского становления.
Серия метафор продолжается повторением образов вкушения пищи. «Вкус благого глагола Божия» относится к слушанию Евангелия и к принятию слушателями благой вести о спасении. В Ветхом Завете Слово Божье иногда сравнивается с едой.
Слушатели не просто вкусили благого Слова Божьего, но также и «сил будущего века», что подразумевает «знамения и чудеса, и различные силы, и раздаяние Духа Святого по Его воле». После четырех позитивных метафор тон повествования резко меняется. Последняя метафора — «и отпадших», передает феномен отступничества.
В общем смысле, глагол «отпадать» или «совершить отступничество» может означать «грешить» в общем смысле. Но читая последующие строки — «они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему», мы понимаем, что здесь имеется в виду грех в более радикальном смысле, то есть как полный отказ от каждого спасительного опыта, описанного в Евреям 6:4, 5.
Проще говоря, слушатели испытали обращение, спасение, силу Святого Духа через знамения и чудеса, а также благость Слова Божьего, — а затем отступили. Теперь, выяснив предыдущий опыт слушателей Послания к Евреям, перейдем к исследованию понятия невозможности покаяния в Евреям 6:4-6. Богослов Феликс Кортез пишет:
«В греческом языке все пять упомянутых выше метафор являются глагольными прилагательными (причастиями). Все они написаны в прошедшем времени (аорист), которое описывает совершенное действие в прошлом. Эти действия по сути являются законченными. Цепочка причастий описывает одну и ту же группу людей. Таким образом, эта часть аудитории прошла путь от «просвещения» до «отступничества», столкнувшись с целым рядом религиозных переживаний некоторое время назад».
В последней части в Евреям 6:6 используется второй блок причастий («снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему»). Интересно, что на этот раз Павел использует причастия настоящего времени. Он внезапно переключается с прошедшего (аорист) времени на настоящее, которое выражает действие, происходящее в данный момент. Что это означает?
Феликс Кортез говорит:
«Настоящее время представляет собой действие по мере его развития, которое происходит во время разговора. Оба эти причастия описывают отступничество в настоящем времени. Эти действия рассматриваются как преступление, препятствующее покаянию, потому что они делают отступника врагом Христа. Отпавший человек снова и снова распинает Сына Божьего и постоянно «ругается Ему».
Что это значит?
Ругаться Христу — значит снова распинать Его. Это воссоздание действий во времени показывает разрушительное и продолжающееся воздействие отступничества на тех, кто когда-то был просвещен. Из-за своего нынешнего постоянного отношения ко Христу они не могут снова покаяться. Их действия описывают как причину отступничества, так и продолжающееся отношение отступника. Отвергая Христа, отступник отвергает саму возможность покаяния». Но что, если у человека нет такого отношения? Есть ли у такого человека шанс? Конечно!
Неужели нет возможности получить второй шанс на покаяние?
Здесь полезен пример Петра. Трижды отрекшись от Христа, Петр внезапно вспомнил предсказание Христа о себе «и выйдя вон, горько заплакал». Горькое раскаяние Петра разительно отличается от отношения отступников в 6-ой главе Послания к Евреям, которые распинают Сына Божьего и открыто ругаются Ему.
Более того, в 1 Иоанна 2:1 говорится:
«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника».
Ходатай может быть полезен только если мы принимаем его помощь, но никак если позорим или распинаем. Таким образом, Евреям 6:4-6 ясно показывает, что аудитория столкнулась со всем спектром религиозных переживаний — от обращения до отступничества. Для некоторых обновление к покаянию стало невозможным по причине того, что они ругались Христу и таким образом воспроизводили процесс распятия. По сути, относясь ко Христу таким образом, они провозглашали Его своим врагом.
Однако если мы проявляем смиренное покаяние, как это сделал Петр, прощение всегда доступно для нас. Наш Ходатай, Иисус, всегда готов обновить нас к покаянию. То же верно и для текста из Евреям 10:26-29. Прочитаем его:
«Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?».
Этот отрывок говорит об умышленном преднамеренном грехе. Здесь снова в настоящем времени описывается продолжающееся, умышленное упорство в грехе, которое не имеет прощения. Этот текст говорит о том, кто «попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет».
Действия таких людей показывают их отношение к Иисусу как к врагу, кровь которого лишена спасительной силы. Эти люди высокомерно оскорбляют и отвергают Божье предложение благодати. Такие люди даже каяться не хотят. Они демонстрируют позицию открытого неповиновения Христу и Его спасительной работе. Поэтому для них покаяние невозможно.
Выводы
Итак, мы с вами узнали, что когда в послании к Евреям говорится о невозможности покаяния, то это не относится к христианам, которые иногда терпят поражения в битве против «ветхого человека» и «плоти». Мы все с вами падаем, но благодаря Богу поднимаемся и идем дальше.
В исследуемых нами отрывках говорится о грехе человека, который, пережив истинное спасение, решает, что Иисус является угрозой для того образа жизни, которую он или она хочет иметь, и пытается разрушить свои отношения с Ним. Отвергая Христа, отступник отвергает саму возможность покаяния.
То есть, пока человек не решит полностью и окончательно отвернуться от Христа, надежда на спасение все еще существует. Слово Божье учит нас, что если мы смирим себя как это сделал апостол Петр, то прощение всегда доступно для нас. Наш Ходатай, Иисус, всегда готов обновить нас к покаянию.