Каждый христианин стремится знать имеет ли какое-то отношение к его жизни Ветхозаветные законы. Должны ли мы соблюдать их хотя бы отчасти? И чем больше в современном христианстве распространяется антиномизм, тем более важным является ответ на этот вопрос.
Прежде всего, нужно сказать что в Ветхом Завете под понятием “закона” объединены очень разные заповеди и повеления.
Закон в Ветхом Завете
Во-первых, в Ветхом Завете был установлен ритуальный закон связанный с жертвоприношениями, через которые Бог действительно даровал своему народу оправдания и прощение грехов. Эти постановления закона о жертвах указывали как прообраз на жертву Иисуса Христа.
Конечно же, в Новом Завете эти повеления и законы полностью отменены, потому что в этом смысле закон для нас исполнил Христос. Он наше оправдание, искупление и прощение грехов. Кроме того, в Ветхом Завете содержится очень много повелений и предписаний для израильского народа, которые были призваны отделить его от других физических народов. Это касается заповеди о пище и различных бытовых моментах.
Но в Новом Завете, как мы знаем, Божьим народом уже являются язычники.
В том числе поэтому заповеди, которые отделяли бы еврейский народ от всех прочих народов, уже утратили всякую силу.
И ещё в Ветхом Завете мы сталкиваемся с Божьим нравственным законом. С его заповедями которые определяют что есть грех, а что есть праведность. Вот о значении как раз таки этого закона мы и поговорим сегодня.
Реформация
Реформация была основана на благодати, а не на законе. Однако, деятели реформации не отреклись от Божьего закона. Сложилось понимание так называемого “тройного предназначения закона”, которое показывает важность закона для жизни христианина.
Первое предназначение закона служить зеркалом.
С одной стороны, в Божьем законе мы видим его совершенность, праведность и святость. С другой стороны, что намного важнее, закон освещает нашу собственную греховность.
Блаженный Августин сказал такие слова:
“Закон повелевает, чтобы пытаясь исполнить его предписание и потерпев неудачу из-за своего бессилия, мы научились просить помощи у Бога”.
Закон выявляет наши слабости чтобы мы понимали, что наша сила только во Христе. В этом случае закон выступает как суровый учитель, который показывает нам нашу греховность и беспомощность, и приводит нас ко Христу.
Второе предназначение закона состоит в том, что он удерживает людей от зла.
Сам по себе закон не в состоянии изменить человеческое сердце. Однако, можно защитить праведных от нечестивых. Кален сказал, что второе предназначение закона заключается в том:
“чтобы ужасными угрозами и страх наказания отвратить от зла тех, кто способен делать добро только по принуждению”.
Другими словами, закон в некоторой мере поддерживает на земле справедливость просто сохраняя людей от ещё большего зла.
Третье предназначение закона состоит в выявлении того что угодно Богу. Закон показывает нам, рождённым свыше, чего хочет наш Отец, которому мы все стремимся служить. Христиане находят удовольствие в законе Божьем точно так же, как и сам Бог.
Иисус сказал:
“Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди”.
Наивысшая функция закона заключается в том, что он служит средством, при помощи которого народ Божий доказывает Богу своё почтение и прославляет Его.
Изучая Божьи законы и размышляя о нём, мы учимся праведности. Начинаем понимать что угодно Богу, а что оскорбляет Его. Нравственный Божий закон, который Бог открыл нам в Писании является для нас обязательным.
Мы избавлены от проклятия Божьего закона, но не от необходимости подчиняться ему. Мы оправданы не потому что повиновались Божьему закону, мы оправданы для того, чтобы теперь могли повиноваться Ему.
Любить Христа значит соблюдать Его заповеди. Любить Бога значит повиноваться Его законам.
Итак, когда мы говорим о законе в жизни христианина, мы имеем в виду не ритуальные заповеди и постановления, а вечный Божий нравственный закон. В Божьем законе, как в зеркале, отражается Его святость и справедливость.
В то же время мы видим в нём свою греховность. Божий закон нужен для того, чтобы мы осознали нужду в Спасителе. Божий закон удерживает нас от совершения греха, и даёт нам понимание того что угодно, а что не угодно Богу.
Христиане должны любить Божий закон и повиноваться ему!