Иисуса спрашивают:
“Что нам делать, чтобы творить дела божии?”.
Очевидно, они ждут от Него списка добрых дел подобному тем, которые были в ходу у фарисеев и книжников. Вместо того, чтобы перечислять добрые дела, Иисус говорит им:
“вот дело божие чтобы вы веровали в того кого он послал”.
И здесь происходит то, что нередко происходило с Иисусом. У него потребовали доказательства того, что Он истинный Мессия.
“какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?”.
Иисус ответил:
“истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда”.
Эти слова приводят слушателей в недоумение. Иудеи начинают роптать:
“не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес?”
Капернаум, где происходит беседа о небесном хлебе, находился совсем недалеко от Назарета. И там вполне могли знать отца и мать Иисуса. В сознании Его слушателей не укладывалось то, что Он заявлял о себе как сошедшим с небес.
В то время, как Его родители и родственники были живыми свидетелями того, что Он родился на земле и воспитывался в обычной семье. Но Иисус отвечает:
“не ропщите между собою. Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира”.
“Как Он может дать нам есть плоть свою?” — недоумевают иудеи.
Иисус же продолжил свою речь, как бы не замечая возникшего ропота:
“истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день”.
Беседа о небесном хлебе в христианской традиции воспринимается, как изложение учения о Евхаристии. Нам, читающим её в свете этого учения, трудно в полной мере понять то удивление и негодование, которое она могла вызвать у неподготовленного слушателя.
Представим себе на минуту, что к нам придёт человек который, будет говорить о возвышенных духовных предметах, а под конец скажет, что для того, чтобы нам было хорошо, мы должны его съесть. Вряд ли наша реакция сильно отличалась от той, которую зафиксировал евангелист Иоанн.
Между тем, буквальный смысл того, что говорил Иисус, был именно такой. И обращен он был к тем людям, которые помнили Ветхозаветные запреты на вкушение плоти и крови.
“только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте”.
И вдруг, этим людям — правоверным иудеям, знатокам и хранителям закона, предлагается есть человеческую плоть и пить человеческую кровь. Как они могли не содрогнуться от услышанного?
Настойчивость, с которой Иисус призывает иудеев есть свою плоть и пить свою кровь, не может не вызывать вопрос: для чего Он предлагал им то, что для них было заведомо невыполнимо?
Ответ на этот вопрос кроется в совершенно особых и неповторимых формах общения, которыми Иисус пользовался для передачи своего учения.
Многие истины Он выражал притчами — короткими рассказами, в которых каждый слушатель слышал то, что был способен воспринять. Что же касается наиболее трудных для понимания аспектов Его богословского учения, то они, как это ни кажется парадоксальным, часто развивались им в полемических диалогах с иудеями.
Именно Евангелие от Иоанна дает нам возможность услышать эти диалоги и увидеть, как в исполненных драматизма спорах с иудеями зарождалась та вера, на который после смерти и воскресения Иисуса основанная Им церковь построит своё учение и богослужение.
Беседа о небесном хлебе является прологом к тому, что произойдет на тайной вечере, когда Иисус преподаст ученикам хлеб и вино со словами:
“приимите, ядите: сие есть Тело Мое. пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов”.
Однако, непосредственным результатом беседы становится отход значительного числа учеников от Иисуса. Евангелист не скрывает этого. Многие из учеников Его говорили:
“Какие странные слова! Кто может это слушать?”.
С этого времени, многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати, не хотят ли они отойти.
Симон Пётр отвечал Ему:
“Господи, к кому идем; глаголы живота вечнаго имаши, и мы веровахом и познахом, яко Ты еси Христос, Сын Бога живаго”.