Во время борьбы с соседними государствами Рим завоевал множество колоний. Все они превратились в провинции Римской империи. С течением времени Рим попал под очень сильное влияние колоний. В первую очередь, завоеванные земли влияли на культурную жизнь Римской империи и религиозные представления ее граждан.
Как вы помните, в Риме почиталось множество богов. Часть богов римляне позаимствовали у этрусков, часть у греков. Но позднее граждане империи перестали поклоняться хорошо знакомым греческим и этрусским божествам. Римляне почти забыли их с проникновением в римское государство рабов, торговцев, ремесленников из завоеванных стран, которые придерживались других религий.
В Риме начали распространяться мистические культы восточных божеств. Особым почитанием пользовались легенды, которые рассказывали о боге-избавителе. Он своей смертью искупал грехи человечества. Это божество сначала умирало, а затем воскресало, то есть оживало вновь. Это означало, по мнению древних, победу жизни над смертью. Такие культы были у многих народов древности. В Египте это были Осирис и Исида, в Греции — Дионис.
Если традиционные римские божества помогали римлянину только в земной жизни, то воскресающие божества мистических культов — давали надежду на бессмертие и справедливость, если не в земной жизни, то после смерти. Новое устройство римского государства, империя, также требовала новой религии — земной власти, сосредоточенной в руках одного человека, что должно было соответствовать и устройству власти небесной.
Таким образом, старые римские боги уже не могли своим могуществом поддержать государство. Более того, в разрастающейся империи людей, которые придерживались римской религии, с каждым годом становилось все меньше и меньше, поскольку покоренные народы имели собственных богов, от которых не собирались отказываться, а римские легионеры и не принуждали к этому.
У некоторых из этих народов к моменту их завоевания Римом уже существовало единобожие. Например, как вы помните, одному богу поклонялись иудеи. Именно провинция Иудея в I в. до н. э. — I в. н. э. оказала большое влияние на изменение религиозных представлений в империи.
Иудея была завоевана римлянами еще при Юлии Цезаре в 63 году до нашей эры. Цезарь, мудрый правитель, сделал прокуратором провинции ее бывшего царя. Во времена империи его сын стал именовать себя иудейским царем.
Именно здесь, в Палестине, под влиянием религии древних евреев начал складываться новый культ. Его приверженцы верили, что на землю сойдет божество, которое будет жить среди людей в облике человека и примет мученическую смерть, а затем воскреснет.
Новая религия складывалась очень долго. В первом веке до нашей эры в Иудее недалеко от Мертвого моря в местечке Кумран появилось поселение людей, принадлежащих к новой секте ессеев. Сами себя они называли сыны света, а жители соседних поселений называли их кумраниты.
Сыны света жили обособленно от всех других, расположенных рядом еврейских общин, они придерживались иудаизма, но считали что иудейские жрецы исказили принципы божественного учения. Именно поэтому, они порвали отношения с иудейскими жрецами, так как, по мнению ессеев, Старый Завет с Богом был ими опорочен.
Кумраниты не соглашались со многими представлениями еврейской религии, не считали еврейский народ избранным, они осуждали накопление богатств и всякую форму насилия над человеком, в том числе рабство и войны. Кумраниты выступали против торговли, считая ее порочным и неблаговидным занятиям.
Глава этой небольшой секты называл себя Мессия (по-еврейски это слово означает «избранник бога»). Свидетельства существования этой общины были найдены в пещерах на берегу Мертвого моря в 1947 году. Местный пастух случайно забрел в пещеру и обнаружил там несколько десятков кувшинов, заполненных рукописями на не понятном ему языке. Это и были записи проповедей мессии ессеев.
Находка потрясла весь мир. Из нее ученые узнали что за 100 лет до возникновения христианства схожие с Христом мысли высказывал другой доселе неизвестный человек. Однако, если о мессии кумранской секты мы знаем крайне мало, то о боге всех христиан известно достаточно.
Учеными было доказано, что такой человек по имени Иисус Христос действительно существовал и проповедовал в Иудее. Последователи же Христа верят что Иисус был Сыном Бога и воплощением его на земле. Он родился в семье Девы Марии и ее мужа, плотника Иосифа.
Это произошло в маленьком городке Вифлееме на юго-востоке Иудеи. Христиане мира отмечают этот день как праздник Рождества Христова. С младенческих лет Иисус славился как чудотворец. Он помогал бедным и больным, был сострадателен к чужим бедам и болям. В 30 лет Христос, много путешествовавший по свету, вернулся в родные края. Здесь за несколько лет до этого события о появлении святого человека рассказывал живший в пустыне пророк Иоанн.
Когда Иисус пришел в Иудею, он крестил его елеем. Во время этого обряда на Иисуса снизошло благословение божье, Дух Святой, и он начал проповедовать. Для христиан Бог существует в трех лицах Троицы: Бог-Отец, Бог-Сын, Иисус Христос и Святой Дух, который снизошёл на Христа во время крещения.
Учение Христа не отвергало законы иудейской религии, но оно сильно расширяло их. Иисус говорил, что иудеи не являются избранным народом. Он не делал различий между представителями разных народностей империй. В одной из своих проповедей Иисус сказал: несть ни эллина, ни иудея. То есть, безразлично, к какому народу принадлежит человек, важно лишь, насколько он добр и справедлив, готов помочь ближнему и поверить в единого Бога.
Проповеди Иисуса заставили многих людей, живших в огромной империи, задуматься над своей жизнью, с каждым днем у него становилось все больше и больше последователей. Но самых близких учеников у Христа было всего двенадцать. Впоследствии их стали называть апостолами.
Это слово по-гречески означает посол, ведь ученики Христа со временем стали проповедовать его слова на всей территории Римской империи.
Властям Иудеи не нравились проповеди Христа. Они боялись, что он захочет захватить власть в этой провинции, ведь последователи его учения говорили, что он новый Царь Иудейский. Но ученики подразумевали под этим, что Христос стал духовным предводителем иудеев, а иудейская знать боялась, что учение Христа подвигнет народ на восстание против существующей власти.
Чиновники и жрецы задумали погубить Иисуса. Свою лепту в этот заговор внес и один из учеников Христа — Иуда. Иисуса схватили и судили. Прокуратор Иудеи, римлянин Понтий Пилат, пытался защитить проповедника, доказывая, что тот ни в чем не виноват, но под давлением иудейских жрецов, Пилат был вынужден сдаться.
Иисуса приговорили к самой позорной казни в Риме — его распяли на горе Голгофа. Но случилось чудо: после казни тело Иисуса исчезло из пещеры, где его погребли близкие. Последователи христианского вероучения верят, что Иисус вознёсся на небо, а его мученическая смерть была искуплением греха Адама и Евы.
День воскресения Иисуса христиане всего мира празднуют как великий праздник Пасхи, перед которым они соблюдают строгий сорокадневный пост. Они верят также во Второе Пришествие Христа, после которого должен состояться Страшный Суд. Тогда праведные люди будут отделены от грешников, и каждому человеку воздастся по его поступкам.
Ученики Иисуса продолжили его дело. Они рассказывали людям о своем учителе, о Боге и его безмерной любви к людям. Четверо из учеников — Матфей, Лука, Марк и Иоанн Богослов — написали свои книги о жизни Иисуса. Эти книги стали называться Евангелия.
Слово «евангелие» по-гречески означает «благая весть», ведь эти книги рассказывали о Сыне Бога, который своей праведной жизнью и мученической смертью доказал всем людям, как сильно он любит их. Евангелия и некоторые другие рассказы апостолов стали основой для Нового Завета.
Вы помните, что у древних иудеев был Ветхий Завет, который они называли Торой. Для христиан Новый Завет является продолжением Ветхого. Вместе они составляют главную книгу христиан — Библию. Однако евреи Нового Завета не признают. Для иудаизма Евангелия не являются священными книгами.