Очень важный момент: что нужно делать для того, чтобы улучшить свой характер? Я себе задал вопрос. Христианство это система по изменению характера, хорошо.
Христос дает четкие, конкретные рекомендации о том, каким нужно быть для того, чтобы Божественная любовь вас сделала счастливыми: нужно жертвовать, нужно быть милосердным, нужно быть искренним. Тогда вопрос.
Почему за 2000 лет люди не стали особо искренними? Почему все больше лжи, жадности, зависти? Почему? Это был вопрос серьезный. Почему изменение характера у христиан совершенно не соответствует тому, о чем говорил Христос? Хотя уже прошло 2000 лет. Так вот, почему за 2000 лет характер людей особо не изменился? Почему все то, о чем говорил Христос, не сработало?
Я задал себе этот вопрос и попытался в этом разобраться. К каким выводам я пришел: Дело в том, что для того, чтобы изменить свой характер, нужно это сделать одним из главных приоритетов. Нужно понять, что без изменения характера не будет то, что мы привыкли называть прощением грехов.
Если ты внутренне не изменился, то ты будешь повторять свои грехи, и ты будешь болеть теми же болезнями. Чтобы преодолеть болезнь, нужно преодолеть грех, то есть, нужно преодолеть неправильное направление, нужно исправить свой промах.
Нужно пойти к Богу и к любви. Нужно поставить правильную систему приоритетов: душа и любовь на первом месте, а потом уже дух и тело. Но это и есть изменение характера.
Значит, чтобы изменить характер, нужно иметь правильную систему приоритетов и, самое главное, нужно понять, что без изменения характера болезнь не пройдет. Ее можно снять поверхностно, но она просто придет в виде другой болезни, или болезнь физическая уйдет и придет болезнь душевная.
Фрагмент из интервью:
То есть, излечение физических болезней, снятие грехов на внешнем уровне – это есть разложение души на внутреннем уровне. Вот это нужно понять. А потом я понял в чем дело.
Современная христианская доктрина – она идет против изменения характера. Если Христос снимал все грехи, прощал, а церковь – это тело Христово, и священник так же безгрешен, как церковь, и так же может прощать грехи, – зачем тогда меняться?
Пришел в церковь, поставил свечку, заплатил, прошел ритуал – грехи снялись. Христос вообще со всех снял грехи, поэтому он Спаситель. Зачем меняться? Зачем улучшать свой характер, когда с тебя снимут грехи?
Поэтому языческие, примитивные, поверхностные представления о миссии Христа, по сути дела, закрыли возможность изменения характера. Если можно прощать грехи, то зачем тогда менять свой характер, зачем его улучшать? Если человек живет только одну жизнь, зачем тогда работать над собой? Живи, радуйся, все равно умрешь.
А если знаешь, что в следующей жизни будешь расплачиваться за свои проступки, свой несовершенный характер, то тогда, наверное, подумаешь. Если все наказание будет только на Высшем суде, после смерти, неизвестно когда, зачем тогда улучшать свой характер? Зачем переживать?
Ну хорошо, нас стращают Страшным судом. А вдруг его не будет? А потом, после смерти, что там со мной сделают (сковородка и т. д.), мне уже не принципиально. У меня только одна жизнь, и в этой жизни нужно хорошо жить.
И вот такие наивные представления о том, что такое есть Высший суд, о том, что такое прощение грехов, – они и приводили к тому, что желание изменить свой характер к лучшему и желание измениться — оно становилось несущественным.
Главное – выкупить, отмолить свой грех. Выпросить прощения, если не у Бога, то у священника, в конце концов, заплатить. И грехи снялись. Зачем тогда менять свой характер? И еще очень важно.
Чтобы изменить характер, оказывается, нужно отрешиться. Человек, обуреваемый страстями, измениться не может. Человек, чувствующий, что он абсолютно прав, измениться не может. Ему это не нужно. Ощущение своей правоты – это торжество сознания, которое привязано к своему внешнему эго. Нужно ослабить свое внешнее эго.
Вот для этого и существовало понятие аскезы. В православии есть блестящая тема, которая называется «ощущение своей грешности». Она позволяет в какой-то степени укротить эго. Но здесь есть, одновременно, очень большая опасность: Когда ты считаешь себя ничтожным, самым низшим, самым грешным, то тогда идет мощное унижение человеческого «я», и гордыня тормозится.
Но дело в том, что нельзя растерзать и уничтожить свое человеческое «я», это самоуничтожение. Нужно сдержать свое человеческое «я», усмирить его, чтобы энергия наша животная превратилась в энергию Божественную.