В пятьсот восемьдесят седьмом году до нашей эры, Вавилонская империя напала на Иерусалим. Год спустя, этот город и его храм были разрушены и сожжены. Тысячи израильтян лишились своих домов и были переселены в Древний Вавилон. Они превратились в изгнанников.
Здесь они оказались в меньшинстве, окруженные новой культурой и чужими Богами.
Некоторые евреи пытались противостоять Вавилону, бунтуя и поднимая мятежи. Тогда как другие смирились, приняв место, образ жизни и его идолопоклонство. Может показаться, что было всего два варианта, но пророк Иеремия предложил людям еще один, причем необычный.
Расселяться, строить дома, возделывать землю, растить детей и, что было весьма неожиданным, заботиться о благосостоянии Вавилона и молиться о нем Богу.
Этот третий путь не похож ни на компромисс, не на восстание.
Как это выглядело на практике?
В Библии есть целая книга, которая отвечает на подобный вопрос: История Даниила.
Он был одним из захваченных в плен израильтян. Из-за высокого происхождения и образования, Даниила и несколько его друзей допустили к царскому двору. Работа на врагов могла как привести к компромиссу, так и создать возможность покушения на императора.
Однако, все произошло иначе.
Они поступили согласно советам Иеремии и выбрали третий путь. Начали служить царю, взяли себе вавилонский минай и даже переняли стиль одежды. То есть, стали заботиться о благе Вавилона.
Не было ли это предательством традиций своего народа?
Их поведение могло так выглядеть, но этого не случилось. Далее мы видим, что они четко обозначили личные границы, выбирая верность к Богу и не поддаваясь негативному влиянию. Например, когда отказались поклониться вавилонскому истукану и подчиниться царю, словно Богу.
Это было огромным риском, но именно так проявилась их смелость и готовность бросить вызов вавилонскому идолопоклонству, надменности и несправедливости.
Причем они сделали это не применяя силу, а жертвуя собой.
В итоге Бог вознаградил их за такое освещение. Как и говорил Иеремия, путь изгнания эта комбинация из послушания и непокорности.
Не хотелось ли им вернуться домой?
Даниил верил, что однажды Бог пошлет правителя, который поразит Вавилон и создаст новое царство, наполненное миром. Он явно хотел застать это еще при своей жизни, но потом увидел сон о том, что после Вавилона возникнет еще одна империя, а потом ещё и ещё одна.
В конце концов, Вавилон таки упал и евреи вернулись на родину. Хотя там и дальше господствовали преемники вавилонян. Здесь им и пригодилась мышление изгнанников, ожидающих настоящего возвращения домой.
Они продолжали проявлять одновременно и послушание и непокорность, любой последующей власти, вплоть до времени Иисуса.
Время Иисуса
Он родился в одной римской империи, управляемой Кесарем. Опять-таки, некоторые израильтяне противились его власти, в то время как другие приспособились к новой культуре и ее Богам.
Иисус же вел себя подобно Даниилу. Например, говорил что нужно платить подати, отдавая Кесарю кесарево, но при этом нельзя считать императора Богом, ведь только Господь достоин того, чтобы служить Ему всей своей жизнью.
По факту, путь Иисуса это такое же сочетание послушания и непокорности.
Он учил людей любить и даже благословлять своих врагов. Но также был арестован за то, что противостоял развращенным лидерам Иерусалима и Рима. Он обличал их за поклонение идолам власти и это стоило ему жизни. Но Бог явил свою силу, воскресив его из мертвых, как настоящего царя всех народов (и правителя, которого ожидал Даниил).
Иисус пообещал, что однажды Его царство явиться во всей полноте. А до тех пор, Его последователи живут в своеобразном изгнании. Апостол Пётр даже называет христиан странниками и пришельцами.
Он учит их почитать земные власти и любить ближних, но напоминает, что этот мир не является нашим истинным домом.