Наверное, нет другой такой темы, которая вызывала бы столько споров и разногласий, как доктрина о предопределении. Несмотря на то, что эта тема действительно сложна, игнорировать её нельзя по той простой причине, что учение о предопределении это истина, которая изложена в слове Божьем.
Учение о предопределении сводится к тому, что наша окончательная судьба (вопрос о том, где мы будем пребывать в вечности: в аду или в раю) решается Богом не только до того как мы туда попадем, но и задолго до нашего рождения.
Эта доктрина учит тому, что мы полностью находимся в руках Бога. Можно выразить это иначе.
Задолго до нашего существования, Бог избрал одних представителей человеческого рода ко спасению, а других предоставил к вечной погибели.
Бог сделал выбор, Он избрал одних людей ко спасению, даровав вечное блаженство на небесах, а других на погибель, позволив им нести ответственность за последствия своих грехов и отправится в ад на вечные муки.
Такое понимание предопределения присущее большинству церквей. Разногласия начинаются с вопроса: “На каком основании Бог делает свой выбор?”.
Многие христиане придерживаются точки зрения, что Бог делает свой выбор на основании предвидения. Другими словами, Он предвидит действия и поступки людей и знает, кто впоследствии изберёт Его. И этих людей Он избирает для спасения.
Такая точка зрения называется “предопределение по предвидению”. Реформатская позиция отличается от этой точки зрения.
Мы верим, что Бог избирает людей только по своей собственной, суверенной воле. Никакие действия людей не могут повлиять на решение Божье. Не один человек, предоставленный сам себе, не избрал бы Бога.
Чтобы человек смог сделать выбор в пользу Бога, он должен был родиться свыше. Также необходимо сначала действие Духа Святого, который возрождает человека к вере, чтобы он стал способным принять Евангелие.
Только те люди, которые избраны Богом, действительно откликаются на Божий призыв. Избранные действительно выбирают Христа, но только потому, что Бог сначала избрал их сам.
Божьи действия об избрании некоторых людей основано только на Его суверенной воле. Как написано в послании к Римлянам:
“Но так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего; Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого дабы изволение Божие в избрании происходило. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего); Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего”.
Да, Бог действительно избирает ко спасению не каждого. Он оставляет за собой право миловать тех, кого пожелает. Никто не может пожаловаться на то, что Бог несправедлив.
С одними Он поступает по справедливости, оставляя их в своих грехах, к другим решает проявить милость и избирает их ко спасению.
Бог поступает так, как считает нужным, на основании своего суверенного решения.