Орудие позорной казни в христианской традиции стало главным символом спасения. Апостол Павел говорит:
“А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира”.
Мучение Иисуса Христа на кресте способны примирить человека с Богом ещё и потому, что через них открывается конечный смысл страданий и смерти человека.
Этот вопрос был и остается главной загадкой, над которой билась и бьётся философская мысль:
- В чём смысл страданий и смерти?
- Почему человек не может быть просто счастлив?
- Куда смотрит Бог, когда люди страдают и умирают?
- Почему Бог безучастен к их мукам?
- Если мир так несовершенен, что люди вынуждены страдать и умирать, то существует ли единый и благой Бог, которого проповедуют основные мировые религии?
Сердцевиной христианского взгляда на страдания является то, что не Бог заставляет человека страдать, а человек заставляет Бога страдать.
Многие людские страдания происходят из-за того, что люди превратили в ад тот мир, который изначально был создан Богом как рай.
И когда Христос пришёл в ад этого мира, люди поступили с ним как хотели.
Для христианского Богословия всегда было важно найти смысл страдания человека. Если смысл страданий Христа заключался в том, что они носили искупительный характер, то смысл страданий всякого человека заключается в том, что когда человек страдает вместе с Ним, страдает и сам Бог.
В своих страданиях человек не одинок. Бог всегда рядом.
Что значит рядом?
Бог не просто бросает спасательный круг утопающему и сочувственно смотрит, как тот выкарабкиваться из воды.
Он сам ввергает себя в штормовые воды человеческой жизни, чтобы человек мог ухватиться за Него и спастись.
Христианство говорит людям “хватайтесь за Бога, держитесь за Него крепко, не отпускайте Его и вы никогда не утонете”. Именно такой образ Бога (не просто сочувствующего на дистанции, но разделяющего с человеком все скорби и испытания его жизни) открывает людям Иисус Христос.
Страдания и крестная смерть Иисуса Христа стали новым откровением о Боге, о Его взаимоотношениях с людьми.
Христианство открыло человеку Бога который не взирает безучастно на Его страдания, но который сам входит в гущу человеческих страданий, принимая их на себя и умирая за людей.
Страдания и смерть Иисуса Христа являются новым откровением Бога человечеству, потому что являют лик Божий таким, каким люди никогда ещё Его не видели. Бог проливающий кровь за людей, страдающий и умирающий на кресте в страшных мучениях — такого Бога человечество узнало впервые.