Начало служения Иисуса ознаменовано тем, что Он собирает вокруг себя группу учеников. Евангелист Иоанн рассказывает о том, как Иисус, очевидно уже после своего крещения, приходит на Иордан к Иоанну Крестителю и тот указывает на Него, говоря:
“Вот агнец Божий”.
Двое учеников Крестителя тот час следуют за Иисусом, и становятся Его учениками. Один из них Андрей, брат Симона Петра. Он находит брата своего Симона и говорит “мы нашли Мессию (что значит “Христос”)” и приводит его к Иисусу.
Увидев Петра, Иисус говорит:
“ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: «камень»”.
В Евангелиях от Матфея и Марка приводИтся иная история.
Проходя же близ моря галилейского увидел Симона и Андрея брата его, закидывающих сети в море ибо они были рыболовы.
И сказал им Иисус:
“идите за Мною и я сделаю что вы будете ловцами человеков”.
И они тотчас оставив свои сети последовали за Ним, и пройдя от туда немного, он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна брата его, также в лодке починивающих сети. И тотчас призвал. И они оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками последовали за Ним.
Вырисовывается целая серия встреч Иисуса со своими будущими учениками. Сначала их было двое, потом стало четверо. Затем к ним присоединялись всё новые и новые ученики.
В какой-то момент из общего числа Он избирает 12. Евангелист Марк говорит об этом так:
“Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны громовы», Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его”.
Апостолы должны были разделять труды Иисуса, Его радости и скорби. Быть с Ним во всех обстоятельствах Его, жизни слушать и запоминать Его слова. Но избрание относится не только ко времени Его земной жизни. Они Его посланники и должны будут после Его смерти и воскресения нести в мир Его слова проповедовать и Его учения, быть продолжателем Его дела.
Почему именно двенадцать?
Самое тривиальное объяснение заключается в том, что двенадцать это оптимальное число людей, с которыми может напрямую работать один руководитель. Однако, двенадцать это ещё и священное число для израильского народа, напоминающие о сыновьях Иакова и произошедших от них двенадцати коленах Израилевых.
Иисус сам проведет эту параллель, когда скажет апостолам:
“истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых”.
Группа из 12 апостолов мыслится как ядро церкви, а церковь как новый Израиль, который объединит всех уверовавших в Иисуса. И если во главе израильского народа стоял Иаков со своими двенадцатью сыновьями, то во главе нового народа Божия стоит Иисус и Его 12 апостолов.