Был ли Иисус Христос исторической личностью?
Кому-то такой вопрос может показаться даже неуместным. Между тем, ещё совсем недавно отрицание историчности Христа было главным аргументом атеизма.
Начало романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”. Двое литераторов рассуждают об Иисусе Христе. Одному заказали написать про Него поэму, а другой дает советы касающиеся её содержания.
Персонаж Булгакова воспроизводит основные доводы так называемой мифологической теории, популярной в двадцатые-тридцатые годы в третьем рейхе и в советской России.
Согласно этой теории, Иисус Христос всего лишь литературный персонаж, смоделированный на основе древнеегипетских и древнегреческих мифов о воскресающих и умирающих богах. Теория это умерла вместе с теми идеологиями, для обслуживания которых создавалась. Тем не менее до сих пор историчность Иисуса некоторыми подвергается сомнению.
Что говорят критики?
Главный тезис звучит так: “может быть и существовал некий исторический Иисус, но мы этого никогда не узнаем, если только кто-нибудь не обнаружит Его дневник или скелет”.
Между тем, от многих древних исторических деятелей не осталось ни скелета, ни собственноручных писаний. Ни от одного из древнегреческих философов не осталось никаких автографов.
Все их сочинения дошли до нас в позднейших рукописных копиях и пересказах.
О некоторых философах мы знаем лишь из свидетельства их учеников. Так, например, о Сократе мы знаем только из диалогов Платона. Это, однако, не заставляет ставить под сомнение существование Сократа как исторической личности, не говоря уже о самом Платоне.
Несправедливым является и утверждение, будто об Иисусе Христе молчат Его современники. О Христе и христианах упоминают римские историки:
- Тацик;
- Святоний;
- Плиний младший.
Ни у одного из них историчность Христа не вызывает сомнений.
У иудейского историка Иосифа Флавия, который был современником Христа, есть о Нём прямое свидетельство:
“Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником тех людей, которые охотно воспринимали истину. Он привлёк к себе многих иудеев и эллинов. То был Христос. По настоянию влиятельных лиц Пилат приговорил его к кресту. Но те, кто раньше любили его, не прекращали любить его и теперь. На третий день он вновь явился им живой, как возвестили о нём и о многих других его чудесах боговдохновенные пророки. Поныне ещё существуют так называемые христиане, именующие себя таким образом по его имени”.
Однако, самым убедительным свидетельством историчности Иисуса Христа является евангелие.
Доказательства Его существования
Одних только греческих рукописей Нового Завета сегодня известно более 5000. Самые ранние из них датируются началом второго века, то есть отстоят от времени описываемых в них событий всего на несколько десятилетий.
Для сравнения, число дошедших до нас рукописей Гомера не превышает нескольких сотен и самый ранний из них отстоят от предполагаемого времени жизни поэта на десять веков.
В евангелие четко позиционирует жизнь Иисуса во времени. В начальных главах Евангелия от Луки, упоминаются все известные правители, при которых происходили описываемые события:
- Ирод царь иудейский;
- Кесарь Август;
- римские наместники Публий Сульпиций, Кверини и Понтий Пилат;
- четвертовласники Ирод, Антипа, Филипп, Элисани.
Первосвященники царь Ирод и префект иудеи Понтий Пилат упоминаются и в других евангелиях, а также в целом ряде иных исторических источников. Было бы трудно вписать вымышленную личность в столь четко очерченный временной и исторический контекст без того, чтобы мистификация быстро вскрылась.
Весьма конкретно и география евангельского повествования.
На страницах евангелий описываются города и селения сохранившийся до сегодня:
- Иерусалим;
- Назарет;
- Вифлеем.
По этим упоминанием достаточно легко прослеживаются передвижения Иисуса и Его учеников по территории палестины. Если бы евангелие создавались значительно позже описываемых в них событий, а их персонажи были литературной фикцией — каким образом евангелисты могли бы столь точно позиционировать эти события в пространстве?
Иисус существовал
Совокупность внутренних и внешних свидетельств с очевидностью доказывает тот факт, что Иисус Христос был реальной исторической личностью, жил в конкретный период времени в конкретном месте.
И хотя до сих пор рассказ о воскресении Христа иной раз сравнивают с древним египетским мифом об Осирисе, а истоки других евангельских повествований видят в других древних мифах, разница между Христом и мифологическими персонажами очевидна.
На самом деле, свидетельств о Нём сохранилось гораздо больше, чем о каком бы то ни было герои истории древнего мира.