Книга начинается после возвращения изгнанников из Вавилона в Иерусалим.
В книге Ездры сказано, что Захария и Аггей вместе призывали и побуждали людей восстанавливать храм и ожидать исполнения Божьих обещаний. Так как еще давным-давно пророк Иеремия сказал, что пленение Израиля продлится 70 лет и что впоследствии Божье присутствие снова наполнит Его храм.
Бог установит свое Царство и правление мессии над всеми народами. Дата в начале этой книги говорит нам, что эти 70 лет почти закончились. Тем не менее жизнь в стране оставалась тяжелой и казалось, что ни одно из этих обещаний никогда не сбудется. В чем же была причина такой ситуации?
Книга Захарии предлагает нам понятное объяснение. Она имеет довольно четкую структуру.
В начале идет вступление, которое задает тон для большого цикла видений из снов Захарий. Эта часть заканчивается в главах 7-8, а затем следует еще два больших сборника поэм и пророчеств. Так что давайте начнем изучения и посмотрим как это устроено.
Введение
Все начинается с того, что Захария призывает свое поколение обратиться к Богу и не быть подобными своим предкам, которые бунтовали и отказывались слушать пророков, что в конце концов и привело к их изгнанию.
Вернувшиеся из плена положительно реагируют на слова Захарии. Они раскаиваются и смиряются перед Богом или, по крайней мере, создают такое впечатление.
Видение в снах Захарии
Следующий большой раздел представляет собой собрание восьми ночных видений показанных Захарии. Чтобы подготовить вас, следует сказать, что они полны очень необычных и даже странных образов. В общем то, как и некоторые из наших собственных снов.
Идея о том, что Бог общается с людьми через символические сны берет начало из глубокой древности. Оно восходит книге Бытие, в которой говорится о снах Иакова, Иосифа и Фараона.
Их видения объясняли события того времени, а также приоткрывали окно в будущее. Теперь же такие сны получает Захария, причем они даны ему в удивительно симметричном порядке.
Первое и последнее видения изображают четырех всадников. Они подобны стражникам, которых Бог послал обойти землю и это символизирует внимательное наблюдение Бога за народами.
По прибытии они сообщают, что вся Земля спокойна. Во времена Захарии это относится к тому, как Бог поднял Персию, которая завоевала Вавилон и установила долгожданный мир.
И вот теперь возникает вопрос: 70 лет изгнания Израиля почти закончились, настало ли время для царствования мессии в Иерусалиме?
Бог отвечает говоря что Он полон решимости исполнить эти обещания. Но при этом не дает ответ на вопрос когда это будет.
Второе и седьмое видение объединяются, потому что они оба представляют размышление о прошлом грехе Израиля в итоге и приведшего к его изгнанию.
Второе видение о рогах, символизирующих Ассирию и Вавилон которые напали, а затем рассеяли иуду. Но потом эти рога или империи были сами разбиты 4-мя рабочими обозначающими Персию.
Седьмой сон о женщине в корзине. Мы узнаем, что она символизирует то, как Израиль на протяжении столетий нарушал свой завет с Богом. Затем ее перемещают в Вавилон, другие женщины которые несут эту корзину летя на крыльях как у аиста. Это выглядит довольно странно.
Третье и шестое видение объединяются, так как они оба говорят о восстановлении нового Иерусалима. Сперва показан человек, который измеряет город — это образ Божьего обещания, что Иерусалим будет восстановлен и станет светом для народов, которые присоединятся к Божьим людям в поклонении.
А затем идет шестое видение о свитке, летающим вокруг нового Иерусалима и наказывающим воров и лжецов. Суть в том, что новый Иерусалим это место очищенное от греха Божьим законам.
Четвертое и пятое ведении находятся в центре этого цикла. Они рассказывают о двух ключевых вождях и вернувшихся изгнанников, это Иисус Первосвященник, а также Зоровавеля — потомок царя Давида.
Первосвященник символически носит на себе грех Израиля в виде запятнанной одежды, но затем эту одежду заменяют на новую и дают ему новый кидар — символ Божьей благодати и прощения.
Тогда ангел говорит Иисусу, что если Он останется верным Богу, то будет руководить народом и станет прообразом будущего царя мессии.
Другое видение описывает две масличные ветви, снабжающие маслом искусно сделанный золотой светильник, который сам по себе символизирует, что Бог наблюдает за своим народом.
Эти две ветви в свою очередь представляют двух помазанных лидеров Иисуса, а также Зоровавеля, который возглавляет восстановление храма. Бог говорит, что это строительство не будет иметь успеха основываясь лишь на политических маневрах. Взамен оба лидера должны зависеть от работы Божьего духа.
Все это заканчивается еще одним откровения: в нем повторяются темы 4 и 5 видений. Здесь перед нами снова первосвященника Иисус. Он получает венец и представлен как прообраз будущего мессии, который также будет священником над Царством Божьим.
В завершении Захария говорит, что все эти видения сбудутся только если нынешнее поколение останется верным Богу и требованием Его завета.
И так, в целом каждая из трех видений подчеркивает, что приближение царство мессии обусловлено верностью этого поколения своему Богу. Это приводит к заключению цикла видений.
Заключение
Здесь мы видим еще один призыв Захарии. К нему приходит группы израильтян вот уже 70 лет оплакивающих разрушения храма. Они спрашивают не пора ли нам перестать горевать, а точнее скоро ли наступит Царство Божье.
Захария снова напоминает о том, как их отцы отвергли Божье послание данное через пророков, что и привело к изгнанию. Поэтому также бросает им вызов. Он говорит, что это поколение увидит Царство Мессии только если будет искать справедливости и мира и останется верным завету.
Другими словами, Захария задает им встречный вопрос: он спрашивает, а станете ли вы теми людьми которые готовы участвовать в грядущем Божьем царстве. Этот вопрос остается без ответа. Народ не реагирует, а повествовании книги продолжается дальше.
Здесь мы подходим к последним разделам, которые сильно отличаются от глав с 1 по 8. Каждый из них представляет собой пестрый коллаж из поэм и образов о будущем царстве мессии.
Образы царства Мессии, часть №1
Первый раздел главы с 9 по 11 описывает пришествие этого кроткого царя. Он въезжает на осле в новый Иерусалим, чтобы установить Божье царство над народами. Затем неожиданно этот царь показан уже как пастух над овцами Израиля.
Однако, потом он оказывается отвергнутым: сперва своим народом, а затем и их вождями, которые также представлены здесь как пастухи. Так Бог предает Израиль этим нечестивым пастырем.
Здесь возникает вопрос: навечно ли Израиль отверг своего царя?
Образы царства Мессии, часть №2
Последний раздел главы с 12 по 14 говорит что нет. Это еще одна мозаика поэм и образов о будущем царстве мессии. Они описывают новый Иерусалим как место, где Божье правосудие противостоит злу среди народов и победит его.
Это очень напоминает такие же темы в книгах пророков Иоиля и Иезекииля, но затем Бог также противостанет и неповиновению сердец своего народа. Он говорит, что Бог изольет на них свой дух, чтобы они могли покаяться и осознать что взбунтовались и отвергли своего мессианского пастыря.
Заключительная глава заканчивается еще одной картиной нового Иерусалима, который будет местом сбора всех народов. Этот город становится новым Эдемским садом. Из храма течет река живой воды, которая приносит исцелению всему творению.
Вывод
На этом книга завершается. Захария оставляет нас в размышления о взаимосвязях между двумя ее частями, это главы с 1 по 8 и с 9 по 14. Похоже смысл в том, что будущее царство мессии, о котором говорится во второй половине книги, наступит только тогда, когда Божий народ будет верен Завету, о котором идет речь в первой половине.
Чтение Захарии похоже на увлекательное путешествие, видения и поэмы этой книге полны поразительных образов и не раз нарушают линейное изложение мысли. Но это только половина дела.
Ее стиль напоминает ход как самой истории, так и наших собственных жизней ведь и они не всегда вписываются в четкие упорядоченные рамки. Тем не менее пророки напоминают нам замечать казалось бы незримые действия Божьей руки, которая направляет историю к исполнению Его целей.
Захария приглашают нас посмотреть выше всего этого хаоса и продолжать надеяться на грядущее Божье Царство, что также будет мотивировать на скверности в настоящем.
Вот о чём рассказывает книга Захарии.