Из притч, произнесенных Иисусом в Иерусалиме в последние дни жизни, особое значение имеет одна — о злых виноградарях. Иисус произнёс её обращаясь к фарисеям, которые уже замыслили убить Его.
Притча о злых виноградарях
Был некоторый хозяин дома, который:
- насадил виноградник;
- обнес его оградой;
- выкопал в нём точило;
- построил башню;
- отдал его виноградарям.
И отлучился.
Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды.
Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг больше прежнего — с ними поступили так же. Наконец послал он к ним своего сына говоря:
“Постыдятся сына моего”.
Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу:
“Это наследник! Пойдем убьем его и завладеем наследством его”.
И схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
В финале притчи хозяин придает смерти злых виноградарей, а виноградник символизирующий землю Израильскую отдает другим виноградарям.
Пояснение к притче
Если попытаться услышать притчу ушами тех, кто слышал её из уст Иисуса, то окажется, что наиболее чувствительной темой, которую Он затронул, была тема земли.
В Его словах не могли не услышать предсказание о том, что иудеи лишаться той самой обетованной земли, которая была им так дорога. Именно эта струна резонировала в их сердцах наиболее сильно.
Не будем забывать о том, что земля находилась под оккупацией и что угроза изгнания из неё коренного населения постоянно висела над ней. Эта угроза исполнится во время иудейской войны 66-73 годов, когда Иерусалим будет взят римскими войсками, а его обитатели убиты, депортированы или проданы в рабство.
Произойдет это спустя 40 лет после того, как Иисус произнёс свои последние притчи. Ситуация римского владычества и общей политической нестабильности придавала притчам Иисуса особый привкус, который не всегда ощутим для тех, кто читает их два тысячелетия спустя.
Дополнение
Есть еще одна важнейшая тема, которая раскрывается в притче — бессилие Бога перед человеческой свободой.
Это бессилие не вынужденное, а добровольное.
Бог заранее знает о злых поступках людей, но это знание не означает то, что люди заведомо предопределены к совершению таких поступков.
Бог может вмешаться в ситуацию и предотвратить зло, что Он и делает в некоторых случаях. В других же посылает людям сигналы, на которые они должны самостоятельно отреагировать отказом от злых намерений.
Этот отказ целиком и полностью зависит от их воли и свободы. Бог не принуждает их к отказу. Он лишь намекает им на то, что знает об их намерениях, чтобы они может быть устыдились и покаялись. Ответом иудеев на причастных о злых виноградарях могло стать их покаяния.
Однако, этого не произошло и Иисус знал, что этого не произойдет.
Виноградари принимают (как им кажется) наиболее лёгкое решение “пойдем убьем его и завладеем наследством его”. Подобное решение на протяжении веков принимали люди, убивая друг друга из желания завладеть имуществом или из зависти, или из ревности, или из ненависти, или по иным причинам.
Осмыслению этой темы посвящено множество философских трактатов литературных произведений.
Что общего с Достоевским?
В романе Достоевского “Преступление и наказание” ставятся следующие вопросы:
- Позволительно ли человеку переступить через жизнь другого для достижения своих целей, будто благородных, возвышенных или материально-корыстных?
- Смогу ли я переступить или не смогу?
- Осмелюсь ли нагнуться и взять, или нет?
- Тварь ли я дрожащая, или право имею?
Такими вопросами задаётся в романе студент Раскольников, убивающий топором старуху процентщицу. Злые виноградари в притче сумели переступить, потому что сочли, что они право имеют.
Многие философские и политические теории оправдывают убийство, если оно мотивировано теми или иными целями. Например, классовой борьбой или борьбой за справедливое мироустройство.
Для христианской же традиции непреложной остается заповедь Божия “не убий”. Любая человеческая жизнь имеет ценность и любая смерть, тем более насильственная, наносит урон всему человечеству.