Образ жизни странствующего проповедника был сознательно избран Иисусом.
Он говорил:
“лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову”.
Где жил Иисус?
У Иисуса не было дома ни в Капернауме, ни в каком-либо ином месте. На этой земле Сын Божий был бездомным. Евангелист Лука свидетельствует, что когда Он родился, Ему ещё младенцу не нашлось места в гостинице.
И из родного Назарета, когда Он вернулся туда после длительного отсутствия и начал проповедовать в местной синагоги, Его выгнали с бесчестием.
Своего рода перевалочным пунктом для Иисуса стал дом Петра в Капернауме. Здесь Он останавливался, когда возвращался из путешествий. В этом доме проживало, по крайней мере, четыре человека:
- Пётр;
- Его жена;
- Тёща;
- Брат Андрей.
Дом не делился на комнаты, все жили в одном общем помещении, друг у друга на виду. По своему образу жизни, Иисус сильно отличался от Иоанна Крестителя. Если тот жил в пустыне и народ приходил к нему, то Иисус сам ходил по городам и селениямю проповедуя на улицах в синагогах и частных домах.
Если Иоанн отличался особым аскетизмом, на что евангелисты обращают специальное внимание, то об Иисусе ничего подобного в евангелиях не говорится. Сам Иисус противопоставлял свой образ жизни образу жизни Крестителя.
“Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес. Пришел Сын Человеческий: ест и пьет: и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам”.
Чем питались Иисус и его ученики?
Рацион их был простым. Основу его составляли обычные, наиболее употребительные продукты. Хлеб и рыба неоднократно упоминаются в евангелиях в качестве основной пищи учеников Иисуса.
Сама их профессия предполагала, что питались они в основном рыбой.
После своего воскресения Иисус преломляет с ними хлеб и разделяет трапезу, состоящую из хлеба и рыбы. Основным напитком было вино, легкое и разведенное водой. Впрочем, рацион Иисуса и Его учеников, по-видимому, не всегда ограничивался самыми простыми продуктами.
Иисус принимал приглашение на обед от людей разного социального положения и об этом не однажды упоминается в евангелиях.
Иисус не состоял в браке, не имел жены и детей. Это явствует из евангельских повествований, где никогда и ничего не говорится о жене и детях. Потомство Иисуса не упоминаются ни в Деяниях апостольских, ни в каких-либо других исторических источниках.
Жена и потомство не могут просто так исчезнуть оставшись незамеченными. Любые спекуляции о том, что Иисус мог иметь жену или детей не только всегда отвергались церковью, но и не воспринимаются всерьез научным сообществом.
Было ли безбрачие для Иисуса следствием сознательного выбора?
На этот вопрос Он сам дает вполне однозначный ответ в беседе с учениками.
“Ибо есть скопцы из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами, для царства Небесного. Кто может вместить, да вместит”.
Здесь Он говорит о безбрачии как сознательном выборе, который сделал Он сам, и который предлагает тем, кто может вместить. Этот выбор Он не навязывал ученикам и большинство из них были обычными женатыми людьми.
Но впоследствии некоторые по Его примеру изберут безбрачие. Монашеское движение зародиться в церкви как образ жизни максимально приближенный к образу жизни Христа.