Согласно всем четырем евангелиям, первыми исчезновения тела Иисуса из гробницы обнаружили женщины.
Иоанн упоминает только одну. В первый же день недели, Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было ещё темно и видит, что камень отвален от гроба.
Матфей говорит о двух женщинах у гроба.
У Марка свидетелями отсутствия тела Иисуса в гробнице становятся три женщины:
- Мария Магдалина;
- Мария Яковлева;
- Саломея.
В рассказе Луки фигурирует три женщины, названные по имени, и другие неназванные.
Как это было?
Время описываемого события у всех четырех евангелистов одно и тоже — утра дня следующего за субботой. Во всех четырех евангелиях говорится, что к моменту прихода женщин, камень был отвален от гроба. Но только у Матфея повествуется о том как это произошло:
“Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем. вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег. устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые. Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам”.
Этот эпизод у Матфея вкрапляется в повествование о женщинах пришедших ко гробу. Однако, текст позволяет предположить, что он произошел ещё до их прихода, и что к моменту их появления у гробницы стражи там уже не было.
Другие версии
Завершение всего эпизода тоже имеет некоторые отличия в четырех евангелиях.
У Матфея женщины со страхом и радостью побежали от гроба, чтобы возвестить ученикам о том, что видели. У Марка они, выйдя, побежали от гроба, их объял трепет и ужас, но они никому ничего не сказали, потому что боялись.
У Луки женщины вернувшись от гроба возвестили всё это 11 и всем прочим. У Иоанна Мария Магдалина бежит к двум ученикам и говорит:
“унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его”.
Почему показания и версии разные?
Перед нами типичный и яркий пример свидетельских показаний об одном и том же событии. Они разнятся в деталях, но сходятся по существу.
Ранее мы говорили о том, что наличие разногласий между евангелистами в деталях при сходстве по существу свидетельствует не против, а наоборот, в пользу реальности описываемых событий.
Если бы речь шла о мистификации, авторы несомненно позаботились бы о том, чтобы сверить информацию.
Расхождения лишь подтверждают, что никакого сговора между евангелистами не было.
Общий контур истории остается одинаковым во всех четырех евангелиях. Первыми свидетелями пустого гроба оказываются женщины, и евангелисты не скрывают этого несмотря на то, что женщины в иудейской традиции считались ненадежными свидетелями.
У Марка особо отмечается, что женщинам не поверили. Впрочем, не потому что следовали в этом иудейским представлениям, а потому что сама принесенная ими весть казалась ученикам-мужчинам невероятной, несмотря на то, что они много раз слышали от учителя предсказания о Его воскресении.