Как складывались взаимоотношения между Иисусом и учениками?
Тема этих взаимоотношений — одна из центральных во всех четырех Евангелиях. Богатая гамма личных чувств, переживаний и эмоций учеников представлена на страницах евангелия.
Одним из наиболее характерных аспектов взаимоотношений между Иисусом и его учениками было непонимание ими его слов и действий. Эта тема проходит рефреном во всех четырех Евангелиях.
Ученики услышали ответ Иисуса фарисеям о том, что человек не должен разводиться с женой. Но сказанное показалось им невыполнимым. И войдя с ним в дом, они сказали:
“если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться”.
Ученики прекословят Иисусу, возмущаются тем, что Он сказал открыто, выражают недоумение. Непонимание учеников вызывает многочисленные намеки и прямые указания Иисуса на то, что Его жизнь окончится смертью и воскресением.
В одном из эпизодов Иисус, находясь в Галилее, говорит ученикам о том, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его не по убиению, и в третий день воскреснет.
Но ученики не разумели всех слов, а спросить Его боялись. Очевидно, потому что не понимали смысл Его слов. А может быть потому, что предчувствовали беду и не хотели себе в этом сознаться.
Иисус нередко обличает учеников в маловерии и неверии. После того как они во время бури на море разбудили Его спавшего в лодке, Он спросил их:
“что вы так боязливы, маловерные?”.
Когда ученики спрашивают почему они не могли исцелить бесноватого отрока, Иисус отвечает:
“по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас”.
После того как Иисус накормил 5 тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, ученики переправляются на лодке через озеро, а Иисус остается один.
В середине ночи среди бури Он приходит к ним по воде и они, приняв Его за призрака, вскрикивают от испуга. Иисус говорит им:
“ободритесь; это Я, не бойтесь”.
Комментируя это событие, евангелист Марк отмечает:
“И они чрезвычайно изумлялись в себе и дивились, ибо не вразумились чудом над хлебами, потому что сердце их было окаменено”.
Евангелие не скрывают от нас, что между учениками периодически возникали конфликты. Они были связаны в частности со спорами о первенстве, многократно зафиксированными евангелистами.
Однажды, два брата Иаков и Иоанн подошли к Иисусу с просьбой:
“Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей”.
Иисус сказал им:
“не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?”.
Они отвечали:
“Можем!”.
И говорит им:
“чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься. а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано”.
Под крещением и чашей Иисус, в данном случае, понимает предстоящие Ему страдания и смерть, однако, от учеников полностью скрыт смысл слов Иисуса.
Они не знают о каком крещении и о какой чаши Он говорит.
Реакция учителя на поведение учеников часто бывает эмоциональной. Он может ответить им вопросом на вопрос, а может и обличить в непонимании или неверии. Они любят Его, но боятся лишний раз задать вопрос, чтобы не навлечь на себя Его гнев.
Вся эта ситуация приведет к тому кризису взаимоотношений, который достигнет своего пика в истории страстей, когда один из двенадцати придаст Иисуса, другой отречется от Него, а остальные разбегутся в страхе.
И только один ученик будет стоять у Его креста и станет свидетелем Его смерти.
Даже после воскресения Иисуса, среди них будут как уверовавшие, так и сомневающиеся.