Тезис-заповедь «Возлюби ближнего, как самого себя» – это великий тезис, великолепный. Но он является катастрофическим, смертельно опасным, если он не используется вторым.
Сначала нужно исполнять заповедь: «Возлюби Бога превыше всего», нужно осознать, что главный конкурент Богу – это любимый человек, любовь к этому миру. Нужно осознать, что главные враги человека – домашние его. И только после этого говорить о том, что нужно возлюбить ближнего, как самого себя.
И себя возлюбить – только после того как поймешь, что любовь к себе – это тоже самая большая опасность. Любовь к себе – это дьяволизм. Любовь к ближнему – это вроде бы святое, но это тот же дьяволизм, только в другом аспекте.
Потому что дьявол, дьяволизм – это идея утраты любви и устремления к Богу. Поэтому, когда тезис «Возлюби ближнего, как самого себя» выходит на первое место, он превращается в дьяволизм.
Есть понятие страсти, и все понимают: страстный, привязчивый человек – это, естественно, человек агрессивный. Он будет болеть. Понятно, страсть – это плохо, от страстей нужно избавляться покаянием, постом, молитвой, отрешенностью и т.д. А о том, что любовь к ближнему – это плохо, кто-нибудь говорит?
Никто и никогда. Кроме Христа. Его последователи намертво утратили понимание этого. Любовь к ближнему рождает привязанность к этому миру, если забываешь о Боге, если она выходит на первый план. А мы привыкли считать, что «возлюби ближнего, как самого себя» – это главный смысл поведения человека.
Кстати, в иудаизме именно так и говорится. Смысл Торы – «возлюби ближнего, как самого себя», «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе» (то же самое).
Человеческая логика начинает выходить на первый план в виде любви к ближнему, а логика Божественная незаметно начинает таять и уходить. И тогда любовь к ближнему превращается в источник страсти, в источник страданий и привязанности. А потом приходят болезни и смерть. Что же получается?
Получается, что религия, которая должна вести нас к Богу и освобождать, спасать нашу душу, ведет нас от Бога и невольно способствует истреблению нашей души. Смысл жизни человека – идти к Богу, объединяться с Ним и уподобляться Ему. Это то, о чем говорил Христос.
Главной опасностью является утрата любви и желания объединиться с Богом, когда человек начинает объединяться с собой или с другими. Главная опасность для человека – это любовь к ближнему. Об этом тоже говорил Христос.
Нужно любить ближнего, нужно заботиться о нем, но при этом нужно знать, что любовь к ближнему является одной из главных опасностей для человека, для его души: очень высок риск утратить любовь к Богу.