Смерть Иисуса так описана у Матфея и Марка.
“От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить; а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий”.
Крик Иисуса на кресте, приводимый обоими евангелистами, представляет собой начало 21 псалма. Пригвожденный ко кресту Иисус посылает своему Отцу вопль, который когда-то прозвучал из уст царя и пророка Давида.
В этом вопле с предельной остротой выражена боль человека, возникающая от чувства богооставленности. Молчание Бога и Его кажущееся отсутствие — самое сильное испытание, которое может выпасть на долю человека.
Может быть, именно в этом крике Иисуса с креста в наивысшей мере проявилась Его солидарность со всеми страдающими. В том числе с теми, кто страдая, сомневается в присутствии Бога. Кто жалуется на Бога, кто ропщет и унывает.
Он не покинут Богом, но Он должен пройти через опыт богооставленности, чтобы (как говорит апостол Павел) во всем уподобиться братьям и стать для людей милостивым и верным первосвященником, перед Богом для умилостивления за грехи народа.
Таким, который сам претерпел, был искушен и который потому может и искушаемым помочь.
Мы знаем из Евангелий, что Иисус пребывал в постоянном общении с Богом. Это явствует из многочисленных упоминаний синоптиков о Его молитве. Из Его слов об отце приводимых Иоанном.
За несколько дней до своего ареста, Иисус прямо во время беседы с народом обращается к Отцу:
“Отче, прослави имя Твое”.
И получает немедленный ответ:
“и прославил и еще прославлю”.
Но сейчас, когда Сын Божий распят на кресте, Отец молчит.
Как объяснить это молчание Бога?
Если Иисус единородный Сын Божий, как мог отец оставить Его, хотя бы на миг?
Ключ к разгадке лежит в учении о двух природах во Христе божественной и человеческой. Как Бог, Он всегда пребывает в единстве со своим Отцом. Как человек, Он тоже нераздельно соединен с Отцом. Но Он добровольно принимает на себя чашу страданий и должен испить её до дна.
А дном человеческого страдания является богооставленность.