Что, если Христос не воскрес?

Иисус Христос

Достоверность воскресения Христа было для первого христианского поколения настолько очевидным, что Павел не усомнился написать:

если нет воскресения мертвых то и Христос не воскрес. а если Христос не воскрес то и проповедь наша тчетна. тщетна и вера ваша при том мы оказались бы лже свидетелями о Боге потому что свидетельствовали бы о Боге что он воскресил Христа которого он не воскрешал но Христос воскрес из мёртвых первенец из умерших”.

Павел и другие представители первого христианского поколения понимали, что история воскресения из мёртвых Иисуса Христа, Сына Божьего и Сына Человеческого лежит в самой сердцевине христианства. Если вынуть из него эту историю, она перестает быть самим собой.

Это понимали, однако, и противники христианства. Неслучайно, на протяжении веков главным объектом своих нападок они делали именно эту историю, объявляя её вымышленной и предлагая различные альтернативные версии того, что могло произойти с Иисусом и Его общиной после смерти.

Вот лишь несколько подобных версий:

  1. В основе легенды о воскресении Иисуса лежит мистификация. Его тело было украдено из могилы учениками, которые объявили, что Он воскрес. Это похоже самая ранняя из известных альтернативных версий. Оно зафиксирована в евангелии от Матфея.
  2. Все рассказы о воскресении Иисуса основаны на одном единственном свидетельстве Марии Магдалины, которая первая увидев пустой гроб сообщила ученикам Иисуса, что Он якобы воскрес, а они поверили ей.
  3. После смерти Иисуса, Пётр и некоторые другие ученики имели видения, которые они интерпретировали как явление воскресшее. Воскресение Иисуса следует понимать метафорически, или как притчу: Иисус воскрес, но только в сердцах своих учеников.
  4. Иисус не умер на кресте, а впал в летаргический сон. С креста Он был снят живым. Прохладный воздух могилы подкрепил Его, и спустя пару дней Он очнулся.

К перечисленным версиям можно было бы добавить много других выдвигавшихся в разные эпохи разными авторами.

Теория о том, что в основе всей христианской проповеди лежит мистификация (ученики украли тело Иисуса, а потом объявили Его воскресшим) казалось не требующий комментариев уже евангелиста Матфея, включившему её в свое повествование, без какой бы то ни было оценки.

Теория “глубокого обморока” или “летаргического сна” в которую якобы впал Иисус затем сумевший собственными силами выбраться из гробницы вызвало критику вскоре после своего появления даже в среди самых либеральных исследователей евангелия.

Один из них отмечал, что вышедший из гроба полу живым, нуждающийся во врачебных пособиях и уходе Иисус Христос никак не мог бы произвести на учеников то впечатление победителя смерти, которое послужило основанием всей дальнейшей их деятельности.

Теорию о том, что в основе всех рассказов о явлениях воскресшего Иисуса ученикам лежит свидетельство одной экзальтированные женщины Марии Магдалины, ещё в третьем веке убедительно опроверг Ориген.

Он показал, что рассказы о явлениях воскресшего слишком разнообразны и многочисленны, чтобы их можно было свести к одному источнику.

Пожалуй, наиболее живучими оказались теории, согласно которым повествование Евангелие о воскресении Христа следует понимать метафорически, как свидетельство о том, что память об Иисусе бережно хранилась в сердцах Его последователей.

Поначалу, мол, Иисус привлек к себе своим нравственным учением. И лишь много десятилетий спустя, Его жизнь обросла легендарными подробностями включая и историю о Его воскресении.

Но уникальность евангельских повествований заключается именно в том, что все они описывают события имевшие место в истории.

Вопреки мнению тех, кто считает, что воскресение Христа было исключительно предметом веры, а не историческим событием, евангелисты утверждают прямо противоположное.

Оно было историческим событием. И именно это событие стало для учеников главным доказательством того, что распятый и умерший на кресте Иисус был мессией, Христом — спасителем мира и воплотившимся Богом.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт