Какие материальные доказательства есть у Воскресения?

Христианство

Общий контур истории остается одинаковым во всех четырех Евангелиях.

Первыми свидетелями пустого гроба оказываются женщины, и евангелисты не скрывают этого.

Несмотря на то, что женщины в иудейской традиции считались ненадежными свидетелями.

У Марка особо отмечается, что женщинам не поверили. Впрочем, не потому что следовали в этом иудейским представлениям, а потому что сама принесенные ими весть казались ученикам-мужчинам невероятной. Несмотря на то, что они много раз слышали от учителя предсказания о Его воскресении.

Согласно Евангелию от Луки, после того, как женщины вернулись от гроба и возвестили то, что видели, одиннадцати всем прочим показались им слова их пустыми и не поверили им.

Но Петр, встав, побежал ко гробу и наклонившись увидел только пелены лежащие, и пошел назад, дивясь сам в себе происшедшем. Более подробно этот эпизод изложен у Иоанна.

Он рассказывает о том, как два ученика (Петр и Иоанн) бегут ко гробу. Иоанн бежит быстрее Петра, но не входит внутрь погребальной пещеры. Петр прибегает вторым, входит внутрь и видит погребальные пелены и плащаницу, в которую было обернуто тело Иисуса. И отдельно лежащий плат, которым было покрыто Его лицо.

Почему Иоанн акцентирует внимание на пелене и платье?

Делает он это прежде всего потому, что именно пелены и плат становятся для него доказательством воскресения Христа. Однако, весьма вероятна и другая причина.

Пелена и плат были сохранены учениками Иисуса как материальные доказательства Его воскресения.

Плащаница Христа

В предыдущий раз мы кратко упомянули туринскую плащаницу, в связи с рассказом о бичевание Иисуса Христа. Пришло время рассказать о ней подробнее.

История этой ткани прослеживается с середины 14 века, когда французский рыцарь-крестоносец Жоффруа де Шарни объявил, что плащаницы находится у него.

В середине 15 века она была выкуплена Людовиком первым Савойский и хранилась в Шамбери, где пострадала при пожаре. С конца 16-го века плащаница хранится в Туринском соборе.

Плащаница представляет собой полотно, длиной более четырех метров, на котором изображен обнаженный мужчина с длинными волосами и бородой. Его руки скрещены на поясе.

Одна часть плащаницы содержит фронтальное изображение мужчины. Другая — его же изображение, только со спины. Изображения расположены вдоль полотна таким образом, что голова мужчина в обоих случаях оказывается возле середины полотна, а ноги по краям. То есть, изображение развернуты в противоположном одно от другого направления.

Если считать плащаницу погребальной пеленой, а изображение на ней отпечатком тела умершего, то очевидно, что тело было положено на одну половину полотна и закрыто другой половиной, перекинутой через голову умершего.

Настоящая ли плащаница?

Вопрос о подлинности плащаницы продолжает активно обсуждаться в научном сообществе.

Некоторые считают её средневековой подделкой. Против этого, однако, говорит тот факт, что после многих лет исследований химического состава изображения на плащанице ученые пришли к однозначному выводу: плащаница не живописное изображение, так как на ней не удалось найти каких-либо следов краски.

В 2013 году исследование проведенные с использованием методов многопараметрического механического анализа показали, что плащаница с большой вероятностью датируется временем жизни Иисуса Христа.

Ещё одним аргументом против того, что плащаница является средневековой подделкой, служит расположение следов крови на ней.

В средние века считалось, что при распятии гвозди впивались в ладони. Если бы художник подделывал плащаницу, он изобразил бы раны именно на ладонях. Между тем следы крови на плащанице находятся в зоне запястья каждой руки.

О том же, что во времена Христа гвозди при распятии вбивались именно в запястье, а не в ладони, ученым стало известно лишь в новейшее время. Задолго до того, как Жоффруа де Шарни объявил о плащанице, предание о нерукотворном образе спасителя существовало на Христианском востоке.

Более того, сам этот образ был широко известен. Долгое время он находился над воротами города Эдессы, затем был перенесён в Константинополь.

Следы нерукотворного образа теряются после разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 году. Как и многие другие святыни восточной церкви, он, скорее всего, оказался в руках латинских рыцарей и был вывезен из Византийской столицы на запад.

Имеется ли связь между туринской плащаницей и нерукотворным образом?

В течении долгого времени такая связь отрицалась.

Однако, в последней четверти двадцатого века целый ряд ученых пришли к выводу, что туринская плащаница и эдесский образ — один и тот же объект. Этот вывод был сделан в частности на основании поперечных складок имеющихся на плащанице. Они свидетельствуют о том, что плащаница складывалась в 8 раз и в течение длительного времени хранилась в сложенном состоянии.

Эдесский нерукотворный образ вполне мог быть идентичен той части плащаницы, на которой отпечатался лик Христа. Именно эта часть сложенной плащаницы могла демонстрироваться паломникам приходившим для поклонения образу сначала в Эдессе, затем в Константинополе.

Плащаница и нерукотворный образ — одно и то же?

Если же нерукотворный образ и туринская плащаница — два разных объекта, то и это легко объяснить. Не случайно же евангелист Иоанн упомянул о плащаницы отдельно, а о плате отдельно.

Плат клали прямо на лицо умершего, а верхней частью плащаницы закрывали тело поверх плата. Если оба предмета лежали на лице Иисуса, на них должно было отпечатлется одинаковое изображение, а затем вполне вероятно, что плат в эпоху крестовых походов был утрачен, а плащаница сохранилась.

Туринскую плащаницу иногда называют “пятым евангелием”. Она служит убедительным подтверждением многих деталей евангельского повествования о распятии.

На плащанице перед нами предстает мужчина, чьё тело изранено, лик величественен и спокоен. Таким же Иисус изображается на иконе известной в русской традиции под названием “не рыдай мене мати”.

Широкое распространение этот иконографический тип получает около 12 века, и есть все основания считать, что в его основу лег тот самый образ, который жители Эдессы и Константинополя созерцали в течение нескольких веков, пока он не попал в руки крестоносцев.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт