Апостола Павел в послании к Колоссянам говоря об Иисусе пишет:
«Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари…».
- Что же означают слова «рожденный прежде всякой твари»?
- Был ли Иисус первым сотворенным существом?
- Имел ли Он начало?
- Что хотел Павел сказать этими словами?
Сейчас мы будем искать ответы на эти вопросы.
На языке оригинала автор использует слово прототокос. Оно используется в Новом Завете восемь раз. В Септуагинте прототокос используется около сто тридцать раз.
Что же оно означает?
Слово прототокос переводится как первенец. В большинстве случаев оно указывало на того, кто был рожден первым в семье. Подобное использование слова прототокос мы можем наблюдать во многих текстах: Например в книге Бытие написано:
«Первый (прототокос) вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков».
Еще один текст — В Евангелии от Луки 2:7 написано:
«и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
Здесь говорится о рождении Иисуса и используется слово прототокос. Мария родила Христа, и это был ее Первенец. Кроме обычного использования прототокос используется и в переносном смысле.
Например в книге Псалм написано:
- «Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его».
- «И Я сделаю его первенцем (прототокос), превыше царей земли».
Давайте вспомним, каким сыном был Давид в семье? Согласно Первой книге Царств 16 главы, Давид был восьмым сыном Иессея.
Почему же здесь он назван первенцем?
Чтобы найти ответ на этот вопрос, давайте рассмотрим значения первородства в Библии. В Израиле старший сын был главным в семье после отца и в отсутствие отца обладал его властью и ответственностью. Первородство влекло за собой не только уважение семьи, но и наследство в два раза большее, чем доставалось остальным сыновьям.
Таким образом у первородного сына были особенные права и привилегии. Мы знаем из Библии, что не обязательно надо было быть рожденным первым, чтобы получить права и привилегии первородства.
Например, Иаков обманом заполучил статус первородного. Позже Иаков дал первородство своему любимому сыну Иосифу, хотя первенцем был Рувим. В книге Паралипоменон написано:
«Сыновья Рувима, первенца Израилева, — он первенец; но, когда осквернил он постель отца своего, первенство его отдано сыновьям Иосифа, сына Израилева».
Также и Давид, хотя он и не был первым в семье, но именно он стал царем, и имел преимущество над всеми. Бог наделил его особенным статусом, правами и привилегиями. Поэтому в этом смысле он и назван первенцем. Более того, Библия называет первенцами не только отдельных людей, которые в действительности не были самыми старшими в семье. И Новый, и Ветхий Заветы говорят о целом народе — Израиле:
«Израиль… сын Мой, первенец Мой» (Исх. 4:22).
Итак, мы с вами выяснили, что слово прототокос не объязательно подразумевает рождение. Оно может указывать на превосходство. В Кол. 1:18 и Откр. 1:5 Иисус назван «первенцем из мертвых». Как мы должны понимать слово «прототокос» в этих стихах: буквально или фигурально?
Мы знаем, что Иисус не был первым воскрешенным из мертвых. Например, в Ветхом Завете Илья воскресил мальчика, В Евангелии от Иоанна Иисус воскресил Лазаря, а в Послании Иуды говорится о воскресении Моисея. Из этого следует, что и Павел, и Иоанн используют переносное значение слова «первенец» по отношению ко Христу.
Иисус назван «первенцем из мертвых», потому что именно благодаря Ему Лазарь воскрес и благодаря Ему все другие могут воскреснуть и получить жизнь вечную. Иисус победил смерть, Он имеет превосходство над всеми. В первой главе послания к Колоссянам Христос возвеличен как Творец всей Вселенной.
Абсолютно все создано Им. Если буквально перевести фразу «рожденный (прототокос) прежде всякой твари» то будет «первенец всякого творения». Почем Иисус здесь назван первенцем всякого творения?
Причина, указана сразу после данной фразы:
«ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; 17 и Он есть прежде всего, и все Им стоит. 18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство, 19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота».
Итак во первых Иисус является Создателем, абсолютно все создано Им, поэтому Он назван первенцем всякого творения. Христос имеет статус выше всего творения, потому что Творец всегда выше творения.
Во-вторых Иисус является Спасителем, поэтому он назван первенцем из мертвых. Благодаря Иисусу мы имеем надежду на воскресение и жизнь вечную. Поэтому Павел и пишет, что Иисус имеет первенство во всем. Еще один момент. Если анализировать все послание, то мы видим, что в Колоссах была ересь, один из аспектов которой было умаления статуса Иисуса.
Поэтому Павел, противостоя лжеучителям и превозносит Христа, называя Его первенцем во всем, показывая Его истинный статус как Создателя и Спасителя. Фраза «рожденный прежде всякой твари» не совсем точно передает то, что написано на языке оригинала. В современном русском переводе эту фразу перевели более правильно:
«Он – видимый образ невидимого Бога, и Он превыше всего творения» (Кол. 1:15).
Подобный перевод наиболее точно соответствует языку оригинала. Выводы Итак, мы с вами выяснили, что в Послании к Колоссянам, первой главе, слово «прототокос» показывает превосходство Христа. В данном случае оно не имеет ничего общего с буквальным рождением. Иисус является Спасителем и Создателем абсолютно всего сущего.