Об авторе
На самом деле, первое послание Иоанна анонимно. А во втором и третьем автор называет себя старейшиной. Однако, язык и стиль всех трёх посланий схожи между собой и Евангелием от Иоанна.
Поэтому большинство ученых считают, что их авторство принадлежит ученику, которого Иисус особенно любил. Речь может идти об Иоанне, сыне Заведея — одном из 12 апостолов, или о другом Иоанне, одном из первых учеников Иисуса известным, как Иоанн-старейшина.
Кем бы ни был этот Иоанн, на момент написания он уже достиг преклонных лет и был наставником нескольких домашних церковных общин, находившихся, по всей видимости, в древнем Эфесе.
О чём послание
Некоторые детали Евангелие от Иоанна и данных посланий указывают на то, что эти общины состояли в основном из последователей Иисуса, из иудеев. И что они незадолго до этого столкнулись с каким-то кризисом, собственно и побудившим Иоанна написать им.
Он упоминает, что от этих церквей откололась некоторая группа людей, которая перестала признавать Иисуса Мессией Израиля и Сыном Божьим. Эти люди разжигали вражду среди тех членов общины, которые остались верны Иисусу.
Во втором и третьем посланиях, Иоанн обсуждает эту проблему вплотную.
Во втором послании содержится предостережение адресованное конкретной домашней церкви. Здесь говорится о некоторых людях не исповедующих Иисуса, которых Иоанн называет “обольстителями”.
Эти люди, возможно, захотят прийти в церковь и будут искать среди верующих поддержку или признание. Однако они не должны получить там ничего подобного. Три эти послания Иоанна адресованы одному из членов этих домашних церквей, человеку по имени Гай.
Старейшина, автор послания, просит его принять отправленных к ним проповедников, которые должны вскоре прибыть и он вынужден обращаться к нему, потому что лидер этой общины Диотреф, оказался негодным руководителем, отвергающим всякого кто общается со старейшиной Иоанном.
Эти послания дают нам некоторое представление о трениях и конфликте с которыми Иоанн столкнулся в этих церквях.
Первое послание было написано как реакция на происходящее в церквях события и ставило цель не допустить разрушительных последствий этого конфликта. Старейшина уверяет верующих в Иисуса Мессию в том, что Бог прибудет с ними, если они будут держаться истины.
Что это нам даёт?
Все эти детали дают нам понять уникальность первого послания Иоанна, которое в сущности вовсе не послание. Этот текст читается, скорее, как поэтическая проповедь адресованная этим церквам. Иоанн говорит, что он не сообщает ничего нового, поскольку в сущности практически все ключевые идеи и слова в первом послании Иоанна базируются на учении Иисуса, изложенным в Евангелии от Иоанна.
Основная цель Иоанна сводится к тому, чтобы напомнить христианам то, во что они уверовали, и убедить их оставаться верными этому. Поэтический стиль проповеди Иоанна замечателен. Автор не развивает идеи сквозным или логическим методом.
Вместо этого, он берёт на вооружение хорошо известный в античности риторический приём, называемой амплификацией. Он хочет передать читателям всего лишь несколько ключевых идей о жизни, истине и любви.
Он циклически повторяет эти идеи, каждый раз рассматривая их под иным углом или смещая акцент на другие грани. Он часто пользуется гиперболами и прибегает к резким контрастам, на примере простых образов, вроде света и тьмы, любви и ненависти, добра и зла.
Однако, не думайте, что первое послание Иоанна это лишь упрощение. Напротив, это очень глубокий труд.
В первом послании Иоанна имеется вполне чёткое видение и чёткое заключение. Циклы проповеди, плавно развивающиеся между введением и заключением, не следуют какому-то жестко структурированному литературному замыслу.
Однако, при этом в тексте всё же можно обозначить два больших раздела, каждый из которых отмечен вводной фразой:
“Вот благовестие”, или “таково благовествование”, за которой следует повторение образов характеризующих Бога. Во-первых, как свет и во-вторых как любовь.
При этом, все основные мысли в этих двух главных разделах вытекают из обозначенных двух ключевых идей и к ним же снова возвращаются.
Введение
Введение послания очень напоминает пролог к Евангелию от Иоанна. А также перекликается с первой главой книги Бытия и восьмой главой книги Притчей.
Иоанн пишет о слове “жизнь”, которое было у Бога от начала. Под словом “Бог” Иоанн подразумевает как отца, так и сына, который принёс в мир жизнь.
Поэтому тех, кто видел, слышал и осязал Сына, он называет “мы”, к числу которых причисляет самого себя и апостолов, то есть свидетелей жизни и деяний Иисуса.
Теперь те, кого он называет “мы”, благовествует слушателям, которых он называет “вы”, то есть следующему поколению последователей Иисуса. Поэтому когда апостолы свидетельствует о слове жизни другим людям, то через них эти люди имеют общение с Отцом и Сыном.
Слово “общения” в греческом языке означает также “участие” или “соучастие”, когда люди слышат свидетельство апостолов об Иисусе, провозглашаемая ими весть приобщает их к истинным взаимоотношениям с самим Иисусом и истинному участию в жизни и любви самого Бога.
Свет
Эта мысль перетекает в первый главный раздел книги, где звучит весть о том что “Бог есть свет”. Эту же весть провозгласили и апостолы. В Иисусе Бог явил людям свет поэтому, если люди через Иисуса хотят иметь участие в жизни с самого Бога они должны ходить во свете.
Это очень интересный образ, но что же он означает?
Для Иоанна он означает исполнение заповеди Иисуса, а это может быть сложной задачей. Поэтому если вы не справляетесь и падаете, искупительная смерть Иисуса покрывает ваши грехи. А потом вы снова должны встать и идти дальше, следуя учению Иисуса.
Но к какому же именно учению?
Иоанн напоминает церквям о древней и одновременно новой заповеди, данной Иисусом ученикам во время последней вечере. Эта заповедь:
“Любить друг друга так, как Он возлюбил их”.
Это и означает ходить во свете. Если же свет Божий воссиял в Иисусе, стало быть тьма мира уходит. А значит детям Божьим уже сейчас дана победа над грехом, злом и смертью царящей в мире.
Иоанн предостерегает церкви о людях, которые оставили общину и отвергли Иисуса, как Мессию. Он называет их антихристами и обольстителями. Истинные же дети Божьи, возлюбленные отцом, это те, кто познал истину об Иисусе.
Когда они поступают по истине и любят друг друга, они, тем самым, свидетельствуют о том, что они являются частью семьи Божьей, в отличие от обольстителей, которые порождают злобу раздор и разделение.
Эта мысль перетекает во второй раздел.
Любовь
Проповеди благовестие апостолов утверждает, и он сводится к тому, что Бог есть любовь, поэтому дети Божьи должны любить друг друга, уклоняться от вражды и не быть подобными Каину, который до того возненавидел своего брата, что убил его.
Христиане же должны поступать по любви, а любовь определяется готовностью отдать свою жизнь в жертву для блага других людей. Именно это и сделал Иисус.
Когда дети Божьи уповают на любовь Божью к ним, она меняет их. Иоанн ещё раз предостерегает верующих об обольстителях (на этот раз он называет их лжепророками). Отрицая Иисуса как Мессию, они тем самым берут на себя полномочия говорить за Бога.
Однако, Иоанн учит испытывать духов, если кто-то утверждает, что говорит от имени Бога, но не исповедует Иисуса, как распятого Сына Божьего, то такой человек не от Бога.
Вся жизнь истинных детей Божьих сосредоточена вокруг распятого и воскресшего Иисуса. Ведь именно в смерти и воскресении Иисуса мы открываем истинную сущность Бога.
На кресте мы видим, что Бог это полная и самоотверженная любовь. Именно она побуждает последователей Иисус любить людей такой же любовью. Когда люди встречаются с Богом, который есть любовь, то любовь навсегда изгоняет тревогу и страх.
Отчасти это именно то, что имеет в виду Иоанн, когда говорит о победе над миром. Когда вы осознаете, что Бог настолько полюбил вас, что он души в вас не чает вопреки всем вашим порокам и падениям, тогда это любовь станет тем основанием, на котором зиждется вся ваша жизнь.
Эта любовь приходит тогда, когда вы уповаете на распятого Иисуса. Когда вы уповаете на свидетельство Бога об Иисусе, данное нам Святым Духом.
Когда вы уповаете на апостольскую весть об Иисусе. И когда любовь Божья покоряет вас, то она открывает для вас врата вечной жизни, наполненной Божьим присутствием, Его жизнью и любовью.
Эта жизнь начинается уже сейчас и переходит в вечность. Эта мысль подводит Иоанна к главному заключению его проповеди.
Заключение
“Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная”.
Возможно после того, как вы услышали последнее предложение, у вас закружилась голова и вы думаете: кто же тот, кто истинен и кто дарует истинную жизнь? Это Иисус или это Бог?
Иоанн отвечает, что и то, и другое верно. Иоанн не знает никакого другого Бога, кроме Иисуса. И когда он и другие апостолы встретились с Иисусом, то открыли такого Бога, который так беззаветно возлюбил нас, что не захотел без нас существовать, несмотря на все наши падения.
Этот Бог настолько удивителен и непредсказуем, что последние слова Иоанна призывают нас хранить себя от идолов, то есть противостать искушению, переделать этого удивительного Бога по нашему человеческому подобию.
Знать Иисуса означает знать Бога, созидающего любовь ориентированную на других людей и способную отдать ради них свою жизнь. Именно таков и есть наш единый истинный Бог.
Об этом и повествует Иоанн в своих посланиях.