Обзор: Титу

Новый Завет

Тит был грек. Он стал последователем Иисуса и, в течение ряда лет, надежным сотрудником и спутником Павла в его путешествиях. За годы совместного служения, он не раз помогал Павлу в кризисных ситуациях.

В данном письме мы обнаруживаем что Павел дал ему поручение отправиться на Крит — большой остров недалеко от побережья Греции, чтобы навести порядок в местных домашних церквах.

Следует сказать, что критская культура пользовалась дурной славой в древнем мире. Одно из греческих слов, обозначающих понятие “лжец”, звучало как “kretizo”, то есть быть критянином.

Эти люди были печально известны своим коварством и жадностью. Большинство мужчин острова служили солдатами наемниками у тех, кто заплатит больше. Города острова слыли своей не безопасностью. Они были полны насилия и сексуального распутства.

Зато на Крите располагалось немало удобных гаваней, в которые заходили корабли со всего средиземноморья. Поэтому, с точки зрения Павла, Крит был идеальным местом, чтобы создать сеть местных церквей.

Мы не знаем деталей, но вышло так, что эти церкви подпали под влияние порочных критских лидеров, которые утверждали, что они христиане, но, по сути, они разрушали церкви. Поэтому Павел поручил Титу отправиться на Крит и навести в церквах порядок, а в этом письме объяснял как это сделать.

Что в письме?

Письмо составлено достаточно просто.

После короткого вступления, Павел дают Титу внятные наставления как выполнить поставленную задачу. Затем, он даёт наставления какой должна быть возрожденная новая семья. Новое человечество созданное в этих критских общинах Евангелием.

В завершении письма Павел передает приветы.

Введение

Для начала, Павел напоминает Титу, что суть его апостольской вести надежда на вечную жизнь. Другими словами, новое творение и жизнь в соответствии с ним возможна уже сейчас, благодаря мессии Иисуса.

Обетование этой надежды давно было дано Богом, который никогда лжёт. Это вводное замечание предваряет важную мысль, которая повторяется на протяжении всего письма.

Одна из проблем критских церквей состояла в том, что они смешивали свои представления об Иисусе, христианском Боге, с представлениями о знакомых им с детства греческих богах, особенно с главным из них Зевсом.

Критяне претендовали, что Зевс родился у них на Крите. Они любили рассказывать истории и мифы о его коварном и вероломном характере, как он обольщал женщин и лгал, чтобы добиться своей цели. Здесь Павел стремится ясно показать, что Бог открывшийся нам в Иисусе Христе совершенно не похож на Зевса.

Основные черты Бога — верность и истина. А это означает, христиане в своей жизни также будут ориентироваться на истину, что критианам вовсе не свойственно.

Задачи Тита

Затем Павел ставит перед Титом двойную задачу.

Во-первых, он должен назначить в каждой церковной общине команду новых лидеров, которых он называет присвитерами — зрелых мужей и отцов, чей образ жизни в корне отличается от привычного критянам. Они должны славится своей честностью, полным посвящением Иисусу, сдержанностью и великодушием. И проявлять эти качества как в своей семье, так и в остальном обществе.

Эти новые лидеры должны учить церковь благой вести об Иисусе, и заменить негодных лидеров, которым следует решительно противостоять, в чем, собственно, и состоит вторая задача Тита.

Павел описывает этих лжеучителей как обрезанных. Другими словами, они были живущими на Крите евреями, которые называли себя последователями Иисуса. Однако, на Крите была точно такая же проблема, что и в Галатии.

Эти люди утверждали, что христиане из не евреев, желающие следовать за Мессией-Иисусом, должны обрезаться и исполнять законы Торы. Павел говорит, что они были зациклены на иудейских баснях и человеческих установлениях.

Кроме всего прочего, они занимали руководящие посты в церкви, чтобы зарабатывать этим деньги.

Павел делает примечательный ход, процитировав Эпименида — древнего критского поэта, который говорил о своих соотечественниках прямо и нелицеприятно.

Он писал, что критяне всегда лгут. Они подобны злым зверям и ленивым утробам. Они размывают границы между истиной и ложью, добром и злом. Их интересует прежде всего нажива. Эти лидеры утверждают, что знают Бога. Однако, их образ жизни вполне привычный для критян противоречит их заявлениям. Им следует противостоять.

С этой мыслью Павел переходит к следующей части письма.

Новая семья

Из-за порочных учителей в этих общинах, жизнь многих христиан и их семей пришла к полному краху.

Трижды в послании Павел указывает на последствия всего этого. Дискредитируется весть об Иисусе. Неверующим соседям есть в чём обвинять христиан, притом по справедливости. И так, учение о Боге и нашем спасителе теряет свою привлекательность и никого не убеждает.

Поэтому Павел описывает образцовую критскую семью, члены которой посвятили себя Иисусу. В ней пожилые мужчины и женщины честны, сдержаны, служат примером для молодых.

Молодые женщины не должны вести распутный образ жизни, не вступая в брак, как водилось на Крите в то время. Они должны выбрать себе верных мужей и созидать прочную здоровую семью.

Молодые мужчины должны поступать так же. Все должны знать, что они ведут себя достойно и здраво. Рабы-христиане на Крите находились в особом положении.

Мы знаем, что в церковных общинах основанных Павлом благодаря Евангелию, с ними обходились, как с равными. Тем не менее существовала опасность, что рабы воспользуются свободой для выражения неуважения к своим господам. А затем, присоединяться к повстанцам, что ещё больше дискредитирует христианскую весть.

Обратите внимание, какую тонкую грань проводит Павел. Он считает, что Евангелие Иисуса, чтобы преобразить критский образ жизни, должно доказать свою искупительную силу на площадях и улицах. Но это не должно происходить посредством мятежа или обособления христиан от жизни прочих горожан.

Христианская весть будет звучать убедительно для критян, если христиане будут полноценно участвовать в общественной жизни, если их дом и быт будут на первый взгляд смотреться, как и у всех.

Но вглядевшись повнимательней, соседи обнаружат, что христиане следуют совсем другой системе ценностей. Поскольку посвятили себя совершенно иному Богу. Именно эту разницу, Павел прекрасно излагает в конце второй главы.

Он говорит, что система ценностей лежащая в основе христианского образа жизни, это щедрая Божья благодать, которая явилась в лице Иисуса, и будет явлена ещё раз, когда Он вернется на землю.

Иисус явил эту благодать, когда оставил свою славу, чтобы умереть позорной смертью за своих врагов и так избавить их, искупить.

Это та же благодать, которая заставляет народ Божий говорить “нет” греховному образу жизни, который не соответствует изобильной любви Божьей.

Новое человечество

Затем Павел переключаются с темы христианской семьи на другую. Как христианам новому творению жить в критском обществе?

Среди всех людей христиане должны быть известны, как примерные граждане. Мирные, щедрые, покорные властям люди, всегда стремящиеся делать добро. Правда, критяне привыкли к совсем другому.

Как же христианам утверждать этот новый образ жизни, идущий вразрез с окружающей культурой?

Павел считает, что источник силы заключается в преобразующей любви триединого Бога, о котором говорит Евангелие. О чём он подробно говорит в прекрасном поэтическом отрывке.

Он говорит, что вопреки нашим поступкам, нас спасла Божья благодать и любовь. Через Духа Святого Бог нас омыл, возродил и сделал новыми людьми. В Иисусе Он показал людям, как им предстать перед Богом праведными.

И так нам открывается новая жизнь, то есть новое будущее в его новом творении. В этой живой истории столько мощи, что она порождает людей нового типа.

Павел убежден, что верность учению Иисуса при помощи духа способна возвестить Божью благодать на всём острове Крит и по всему миру.

В завершении письма, Павел обещает послать Титу в помощь Артема и Тихика. В заключении, он передает приветы общим друзьям. На этом письмо заканчивается.

Послание к Титу показывает миссионерскую стратегию Павла для церквей, которые могут преображать общества вокруг них. Изменения произойдут не вследствие культурной войны или приспособления к критскому образу жизни.

Павел призывает местных христиан к разумному участию в культурной жизни критского общества. Они должны отвергать порочное и принимать доброе. Если они научатся жить мирно, посвятят себя Иисусу делая добрые дела, так по утверждению Павла, они явят красоту вести о спасающем Боге.

Именно об этом повествует послание Павла к Титу.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт