Обзор: Филимону

Новый Завет

Послание было написано во время одного из тюремных заключений Павла. Это его самое короткое письмо вошедшее в Новый Завет, но пусть это вас не смущает.

На самом деле, это послание одно из самых ярких, какие только написал Павел. Из некоторых деталей письма можно понять, что собственно произошло.

Смысл послания

Филимон был зажиточным римским гражданином, проживающим в Колоссах. Он, по всей видимости, познакомился с Павлом во время миссионерского служения Павла в Эфесе, а затем стал последователем Иисуса.

Позже, когда сотрудник Павла Епафрас основал общину последователей Иисуса в Колоссах, Филимон стал лидером церкви, которая собиралась в его доме. Филимон, как и главы всех патриархальных семейств в Римской Империи, владел рабами, одного из которых звали Анисим. Вышло так, что между ними возник серьёзный конфликт.

Каким-то образом, Анисим причинил Филимону ущерб (мы не знаем, что именно он сделал). Возможно, совершил кражу или мошенничество, после чего Анисим бежал.

По прошествии некоторого времени, Анисим пришел к Павлу в тюрьму, вероятно, в поисках поддержки. Так и он стал последователем Иисуса, а затем и любимым помощником Павла.

Положение Павла, как автора письма, оказалось сложным и деликатным. Он собирается попросить Филимона не просто простить Анисима и принять его обратно, но принять уже не как раба, а как брата во Христе Иисусе.

И вот как он это делает.

Вводная молитва

Павел начинает письмо вводной молитвой, в которой благодарит Бога за Филимона его любовь и верность Иисусу и людям. Затем, Павел готовит почву для главной просьбы с помощью таких слов:

Я молюсь, чтобы твоя вера общая для всех нас привела к постижению того блага, что есть у нас благодаря единению с Христом”.

Ключевое слово здесь “общность”, по-гречески “koinonia”. “Koinonia” означает “совместное учение”. Это слово уместно, когда двое или более людей обладают чем-то общем, чем пользуются совместно. Павел говорит, что хранить верность Иисусу, значит осознавать, что Его последователи вместе и на равных пользуются дарами Божьей любви и благодати.

Для Павла опыт койнонии среди последователей Иисуса не просто предмет для размышлений, а способ выстраивать отношения между собой.

Отсюда Павел переходит к просьбе.

Просьба Павла

Он наконец заговаривает об Анисиме. Павел говорит, что тот стал его сыном в узах, то есть, благодаря проповеди Павла, Анисим предал и посвятил свою жизнь Иисусу, так что Павел и Анисим вошли в единую семью Мессии.

Он верно служил Павлу в тюрьме. Хотя Павлу и хочется оставить его при себе, он понимает, что конфликт между Анисимом и Филимоном должен быть наконец улажен, если они оба считают себя последователями Христа.

Так Павел подходит к смелой просьбе: пусть Филимон примет Анисима обратно. Более того, примет уже не как раба, а как возлюбленного брата в Господе.

Не просто согласиться на такое.

Согласно римским законам, Филимон был вполне вправе наказать Анисима или посадить его в тюрьму. Ведь Павел просит Филимона не только простить Анисима, но радушно принять своего бывшего раба, как равного себе. Как члена своей семьи в Колоссах. Это уже не просто широта души, это что-то неслыханное.

Отпустить раба на свободу и отнестись к нему, как члену семьи — это подрывало существующий в римском обществе порядок. С какой стати Филимон должен это делать?

Здесь Павел делает блестящий ход.

Он снова произносит ключевое слово из вводной молитвы, он говорит Филимону:

Если мы с тобой действительно заодно (при этом он произносит тоже греческое слово “koinonia”), то прими Анисима как принял бы меня. Если он причинил тебе ущерб или задолжал — запиши это за мной, я возмещу тебе убыток”.

В этой просьбе можно увидеть как суть Евангельской вести, которую проповедовал Павел, проявляется на деле. В первую очередь, она заключается в примирении.

Когда-то Павел писал к коринфянам, что в личности Мессии Бог примирил с собою мир не вменяя людям их грех. В данной ситуации, Павел ставит себя на место Иисуса.

Он хочет взять на себя последствия проступков Анисима. Он заплатит за ущерб, чтобы Анисим мог примириться с Филимоном.

Однако, Павел не просто производит расчёт по закону, он говорит о койнонии. Перед Богом и Анисим, и Филимон, и Павел равны, у всех них общая нужда — потребность в прощении.

Они стоят на одном и том же месте, и место это перед крестом, а значит Филимон и Анисим больше друг для друга не раб и господин. Теперь они члены одной семьи. Они братья в Мессии Иисусе.

Другими словами, как сказал Павел Филимону и всей колосской церкви:

В новой Божьей семье люди не разделяются на греков или евреев, обрезанных или необрезанных, инородцев, варваров, свободных или рабов. Во всей семье Божьей всё это Мессия”.

В заключении письма, Павел выражает уверенность, что Филимон сделает даже больше, чем просит Павел. Также он просит его приготовить для него комнату, чтобы прийти туда в гости, как только выйдет из тюрьмы.

Заключительные приветствия

В самом конце письма, Павел передает привет и от других людей.

Послание Павла к Филимону — яркое в разных отношениях. Это единственное послание Павла, в котором он не говорит о смерти и воскресении Иисуса, но это не случайное упущение. Ему нет нужды объяснять словами суть креста, потому что он показывает её на деле.

В данном письме, Павел показывает, как воплощается смысл креста. Павел сам стал основанием, на котором Анисим и Филимон могут примириться с Богом и друг другом.

Это письмо также показывает, что жизнь в соответствии с благой вестью об Иисусе семейная, но не частная.

Раз Филимон и Анисим отныне братья в Мессии Иисусе, их отношения, как господина и раба, уже ничего не значит. В семье последователей Иисуса все в равной степени обретают благодать Божию.

Это новое общество, новое человечество, о котором он пишет в своем послании к колоссянам, где ценность людей не определяется их статусом, полом, социальным или экономическим положением.

Просто в Мессии все люди обладают новой природой. Они равны между собой и одинаково пользуются Божьей исцеляющей благодатью в Иисусе.

Именно об этом и повествует послание Павла к Филимону.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт