Второе послание к Тимофею

Новый Завет

Это последнее и наиболее личное из всех написанных Павлом посланий. Он писал его находясь в очередном тюремном заключении, и адресовал близкому к нему молодому сотруднику и подопечному — Тимофею.

Нам неизвестно как много времени прошло с тех пор, как он написал Тимофею свое первое послание. Однако, с тех пор обстоятельства Павла изменились и не в лучшую сторону.

Он находится в заключении, в Риме. Речь может идти о домашнем аресте, о котором мы читаем в 28 главе книги Деяний. Или же о том времени, когда он был освобожден из тюрьмы, после чего в течении довольно продолжительного времени продолжал своё служение, а затем был снова заключен под стражу в Труаде.

В любом случае Павел говорит, на тот момент он находился в процессе судебного разбирательства, которое склонялось не в его пользу. Он практически уверен, что оно закончится для него смертью.

Именно в такой мрачной ситуации, Павел обращается к Тимофею, который похоже всё ещё исполняет своё служение в Эфесе.

Он просит Тимофея посетить его в тюрьме для того, чтобы он (Павел) мог передать ему начатую им миссию по основанию новых церквей.

Структура письма

Структура письма довольна проста. Она содержит две обширные части, в которых Павел излагает Тимофею свои наставления.

Во-первых, он призывает Тимофея осознать и принять своё призвание быть лидером. Во-вторых, прежде чем он придёт к Павлу, разобраться со лжеучителями, до сих пор создающими проблемы в Эфесской церкви.

После этого Павел пишет заключительный отрывок.

Принять свое призвание

Он начинает своё письмо с благодарности Богу за Тимофея и его семью. Особенно, за его бабушку Лаиду и мать Евнику. Они сумели погрузить Тимофея в Ветхозаветные писания и вложить в него глубокую веру в Мессию-Иисуса.

Поэтому полагаясь на его твердую веру, Павел излагает Тимофею свой первый призыв: отвергнуть любой соблазн стыдиться благой вести об Иисусе, или стесняться Павла, который терпит тюремные узы за провозглашения этой благой вести.

Причина, по которой Павел, должен подчеркнуть эту мысль в том, что в глазах многих людей он был заклеймён позором из-за своих частных тюремных заключений. Это заставило сотрудников Павла, по сути, поставить под сомнение его призвание, как апостола.

В связи с этим, он упоминает двух человек Фигела и Ермогена. Они оставили Павла, потому что стали стыдиться того, что их будут ассоциировать с Павлом, который теперь считался уголовным преступником.

Поэтому Павел призывает Тимофея отвергнуть страх стыда и прийти повидать его в тюрьме. Павел понимает, что для Тимофея это даром не пройдёт. По сути, это просьба подвергает его определенному риску.

Поэтому он напоминает Тимофею, что благодать Иисуса — это источник силы, и это очень важно. Тимофею понадобится это сила, поскольку следовать за Иисусом нелегко, придется пожертвовать всем что у вас есть.

Павел сравнивает следование за Иисусом с зачислением в армию солдата, который должен угодить своему командиру. Или с атлетом, который тренирует тело к соревнованиям. Или со старательным и преданным своему делу земледельцем.

Эти три сравнения описывают человека, который посвящает себя чему-то большему, чем собственная персона. Такой человек готов идти на жертвы и переносить испытания для того, чтобы достичь поставленной высокой цели.

Безусловно, наивысшим примером такой отдачи служит сам Иисус. Он был до конца предан Отцу, и потому претерпел распятие от рук римлян. Подобно Ему и Павел сейчас страдает в римской тюрьме.

Трудности и жертвы — неотъемлемая часть христианской жизни. Поэтому воскресение Иисуса служит основанием для надежды во Христе. Павел выражает это поэтическим языком:

Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживём. Если терпим с Ним, то с Ним и царствовать будем. Если отречемся, то и Он отречется от нас. Если мы не верны, Он прибывает верен ибо Себя отречься не может”.

Любовь Божья к миру открыла новую надежду, через смерть и воскресение Иисуса. Поэтому тем, кто отваживается следовать за Иисусом, Бог обещает оправдание и жизнь. Решение тех, кто отвергает Его, Бог уважает и, соответственно, от них отрекается.

Однако, неверность людей никогда не заставит Бога перестать самому быть верным. Поэтому Павел призывает Тимофея к верности зная, что тому, возможно, придется заплатить за это определенную цену.

Разобраться со лжеучителями

Затем Павел переходит ко второй части письма, призывая Тимофея противостать лжеучителям в Эфесе ещё до того, как он навестит его в тюрьме.

Их учение распространялось в Эфесской церкви как раковая опухоль. Их целью были влиятельные в церкви женщины, которых они совращали с истинного пути.

Скорее всего, в данном случае речь идёт о тех же богатых женщинах, о которых Павел писал в своём первом письме к Тимофею.

Он не рассуждает много об особенностях их неверного богословия. Тимофей и так о нём всё знает. Однако, Павел делает одно замечание.

Он говорит, что эти учителя утверждают будто воскресения уже было. Мы не знаем соответствовало ли их учение греческой философии, отвергавшей саму идею воскресение тела и, полагали ли они, что воскресение касается только духовного опыта. Или же они просто искажали учения Павла о жизни после воскресения, которое начинается уже сейчас посредством силы Духа Святого.

Как бы там ни было, суть проблемы в том, что они оставили твёрдую надежду на грядущее воскресение и новое творение. Вместо этого приняли доморощенное гипер спиритуализированное христианство, оторванное от реалий каждодневной жизни.

Поэтому Павел призывает Тимофея подготовить в церкви надёжных лидеров, которые бы учили истинной благой вести об Иисусе. Они должны избегать бесполезных споров возникающих вследствие деятельности лжеучителей.

В противовес им, Тимофей и его команда должны были не потерять главное. Они должны были сфокусировать внимание на ключевой сюжетной линии и вести писания, а во дни Павла писанием, в первую очередь, считался Ветхий Завет.

Павел говорит, что писание способно даровать мудрость, ведущую к спасению через веру в миссию Иисуса. Что весь смысл писаний в том и состоит, чтобы изложить целостную историю, подводящую читателя к Иисусу и содержащую мудрость доступную всему миру.

Затем Павел говорит о природе и цели Писания.

Он утверждает, что всё писание Богодухновенно, в буквальном смысле вдохновлено Богом. Так Павел указывает на роль Духа, под водительством которого писали Библейские авторы с тем, чтобы написанное ими было именно тем словом, которое Бог хотел чтобы Его народ услышал.

Бог обращается к своему народу через Писание с вполне практической целью. Павел говорит, что Писание полезно для научения и наставления в тех вещах, о которых человек не знал раньше.

Писание полезно для обличения, когда человек утверждает, что он во что-то верит. Но при этом, его жизнь не соотносится с его словами.

Оно полезно для исправления, открывает порочный образ мышления и поведения человека. Писание полезно для наставления в праведности. Оно показывает новый способ стать настоящим человеком. В нём есть всё для того, чтобы народ Божий был приготовлен для добрых дел.

Заключение

Павел заканчивает письмо, напоминая Тимофею, что, скорее всего, он не выйдет из тюрьмы живым. Поэтому он просит Тимофея навестить его как можно скорее до наступления зимы. Ему не хотелось бы замерзнуть в тюремной камере.

Поэтому ему понадобится тёплый плащ, который он у кого-то оставил. Также, он просит Тимофея захватить личные бумаги, которые оставил в Труаде (по всей видимости, когда его брали под стражу).

Он упоминает Александра, особенно опасного человека, от которого Тимофею следует держаться подальше. Вероятно, именно он несёт ответственность за последний арест Павла.

В конце письма он говорит, что в тюрьме почти все его оставили и теперь его единственный источник утешения — личное присутствие Иисуса, который пребывает с ним и избавит его даже если его ожидает смерть. На этом письмо заканчивается.

Второе послание Тимофея можно воспринимать как напоминание об очень важной жизни и миссии Павла, отмеченной постоянными испытаниями, страданиями и борьбой.

Следование за Иисусом означает риск и жертвы. Следовать за Ним, означает быть открытым для напряжения и дискомфорта, что вовсе не означает, что Иисус отсутствует в вашей жизни.

Скорее, как осознал Павел и многие поколения христиан живших после него, именно в такие темные, трудные моменты любовь и верность Иисуса могут стать наиболее реальными и ощутимыми.

Именно об этом повествует самое последнее письмо Павла, второе послание к Тимофею.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт