Вскоре, после того, как Павел написал верующим в Фессалониках первое письмо, он получил известие. Проблемы, о которых он говорил в своем послании, не только не исчезли, но дела пошли ещё хуже.
Гонения ещё больше усилились и, кроме того, фессалоникийские христиане смущались по поводу пришествия Иисуса, они испытывали страх. Поэтому Павел послал им это короткое письмо, выделив в нём три раздела, в которых освятил соответствующие три проблемы церкви.
Во-первых, посреди всех этих продолжающихся гонений, Павел говорит о надежде.
Затем он разъясняет, что есть грядущий День Господень. И, наконец, он отдельно выступает против разных людей, незанятых никаким обычным трудом.
Заключение каждого раздела ясно отмечено короткой молитвой.
Надежда вопреки гонениям
Письмо начинается молитвой благодарения Павла за непрерывную верность и любовь фессалоникийцев и, особенно, за их терпение. Он узнал, что их соседи греки и римляне и, возможно, даже евреи, усилили давление на верующих.
Христиане представляли собой религиозное меньшинство, которое подвергалось жестоким преследованиям. Павел даже опасался, что они могут отречься от Иисуса, если положение дел ухудшится.
Поэтому Павел напоминает им о том, о чём писал в первом письме. Через их страдания, сопряженные с именем Иисуса, они становятся причастны к Царству Божьему. Иисус, пострадав на кресте, воцарился как царь и поэтому Его последователи одерживают победу над миром, когда подражают не насильственному примеру, терпению и стойкости Иисуса.
Павел также напоминает им, что такое положение вещей не будет длиться вечно. Когда Иисус возвратиться, Он справедливо накажет тех, кто сейчас их угнетает и проливает невинную кровь. В частности Он говорит, что они будут наказаны и отвергнуты от лица Господа, от славного Его могущества.
Павел не пускается в пустые рассуждения о судьбе тех, кто отвергают Иисуса. Он только заявляет, что в своей жизни они не хотели иметь ничего общего с Иисусом.
В конце концов, получат чего добивались — отлучение от своего Творца и Царя.
С точки зрения Павла, большей трагедии быть не может. Избрать отделение от Иисуса — источника жизни и любви — означает запустить процесс самоуничтожения.
В завершении Павел молится, чтобы Бог привёл их через страдания к перемене характера, чтобы через их жизнь прославилось имя Иисуса.
День Господень
Затем Павел переходит к особому вопросу — возвращение Иисуса и День Господень. Кто-то из фессалоникийской церкви распространил от имени Павла ложную информацию, якобы День Господень (день последнего Божьего суда над человеческим злом) уже наступил для них.
Эти люди по всей видимости говорили об определённых датах конца света, чем пугали других христиан. Почему верующие испугались совершенно понятно. Ввиду жестоких гонений, они были очень уязвимы перед теми, кто заявлял будто Иисус уже возвратился на землю, пришёл как вор ночью.
Они подумали, что Он вернулся, но не к ним. Что возможно, Он бросил их со всеми страданиями на произвол судьбы.
Такие разговоры не на шутку задели Павла. Это было искажение его учения. Возвращение Иисуса не должно было внушать христианам страх. Оно должно было давать им надежду и уверенность.
Павел напоминает им, как он учил о возвращение Иисуса ещё когда жил рядом с ними в Фессалониках. Он в сжатом виде обобщает суть того, о чём говорил им ранее. Этот отрывок очень краток, и полон загадок и вопросов для истолкователей.
Но одно ясно — Павел возвращается к широко известным текстам пророков Исайи и Даниила. Царства этого мира будут порождать царей восстающих против Бога, как это раньше было с Навуходоносором или северным царём, которые превозносят сами себя и приписывают себе Божественный авторитет.
Для Павла эти древние цари и пророки были своеобразным прообразом того, что легко узнавалось в современных ему римских правителях: императорах Калигуле и Нероне.
Павел ожидал, что, то же самое повторится и в будущем, и что история человечества будет неуклонно двигаться к кульминационному моменту, когда к власти придёт само зло.
Некто будет сеять хаос, разрушение и насилие в созданном Богом мире. Однако, это не будет длиться вечно. Когда возвратиться Иисус, Он сразится с этим возмутителем и всеми делающими зло, и избавит от них свой народ.
Цель Павла состояла не в том, чтобы подтолкнуть будущих читателей к рассуждениям о конце света, но в том, чтобы успокоить фессалоникийцев. Он напоминает им учение Иисуса, записанное в 13 главе Евангелия от Марка, где говорится, что событие предшествующее второму пришествию Иисуса, будет происходить явно для всех.
Поэтому им не следует волноваться или боятся, что Иисус бросит их. Вместо этого, они должны оставаться верными до дня Его пришествия, когда Он возвратится на землю и избавит их от зла.
После этого Павел молится и просит, чтобы Иисус и Отец Небесный утешили и укрепили фессалоникийцев оставаться верными заповедям Иисуса.
Слово к “праздным” людям
В связи с этим Павел переходит к заключительной теме своего послания, он обращается к праздным людям. Речь идёт не просто о лентяях. Он имеет в виду безответственных людей, отказывающихся трудиться и обеспечивать свои потребности, в результате чего они рушат собственную жизнь.
На самом деле, в своём первом послании Павел уже затрагивал эту проблему. Однако, с тех пор она усугубилась ещё больше.
Мы не знаем наверняка причины побудившие некоторых людей в церкви отказываться работать. Можно предположить, что данная проблема связана с предыдущей.
Возможно некоторые люди думали, что Иисус возвратиться очень скоро, поэтому они прекратили работать и выпали из обычного уклада жизни. Однако, более вероятно, что Павел говорит о проблеме связанной с римским институтом патроната. Бедные люди в городах становились клиентами (своего рода личными помощниками) богатых людей.
Время от времени, они получали вознаграждение за свои услуги, однако, в этой работе не всё было просто. Иногда богатые патроны втягивали своих клиентов в свой развратный образ жизни. Не говоря уже о том, что заработок таких работников был непредсказуемым.
Поэтому очень вероятно, что Павел имел в виду их, когда говорил, что некоторые фессалоникийцы ведут беспорядочный образ жизни: не работают, а только занимаются делами других людей.
Поэтому Павел напоминает им о примере, который он им преподал, когда жил среди них. Он не просил у них денег, зарабатывал на хлеб своими руками с тем, чтобы обеспечивать свои потребности и безвозмездно им служить.
Павел говорит, что этот идеал последователя Иисуса должен подражать его жертвенной любви и усердно трудясь, обеспечивать себя и быть полезным для других.
Он заканчивает наставления последней молитвой, чтобы среди смятения и постигших их страданий, Бог даровал им мир в Господе Иисусе, их мессии.
Заключение
Это короткое послание фессалоникийским верующим даёт нам возможность увидеть веру ранних христиан в пришествие Иисуса, и их надежду на конечное правосудие и понять, что эти представления должны были не побуждать их спорить о временах и сроках последних событий. Но укреплять надежду, вдохновлять на верность и преданность Иисусу. Что особенно важно, ввиду постигших их жестоких гонений.
Для последующих поколений христиан, вне зависимости от того подвергаются ли они гонениям или нет, послание напоминает: нашу жизнь определяет наша надежда.
Вот о чём говорит второе послание Павла к фессалоникийцам.