Послание к колоссянам

Новый Завет

Павел написал его во время одного из своих многочисленных тюремных заключений, за проповедь об Иисусе как о воскресшем Господе.

В своем письме он обращается к группе людей, с которыми никогда не встречался и чью церковную общину не основывал. Церковь в Колоссах была основана сотрудником Павла — Епафрасом, который был родом из этого города.

Епафрас только что посетил Павла в тюрьме и рассказал ему о том, как в целом идут дела в этой общине.

Однако, он также указал Павлу на то, что верующие подвергаются давлению со стороны окружавшей их культуры. Это служит им соблазном отвернуться от Иисуса.

Поэтому Павел и написал письмо для колосской церкви, чтобы побудить верующих разобраться с затронутыми Епафрасом проблемами, и призвать их к большей преданности Иисусу.

Что в Послании?

Построение письма и ход рассуждений Павла достаточно просты для понимания.

В самом начале письма, Павел концентрирует внимание читателей на Иисусе как превознесенном Мессии. Потом он показывает, как его личные страдания в тюрьме служат во славу привознесенного Иисуса.

А затем Павел говорит о том давлении, которое оказывается на колоссян, с целью отвернуть их от Иисуса.

После этого Павел показывает новый образ жизни, который открывает для колоссян воскресение Иисуса.

Два станца

Послание начинается с двух молитв. Сначала Павел благодарит Бога за то, что как он узнал от Епафраса, колоссяне остаются по настоящему верными Иисусу и являют любовь к Богу и ближним, имея надежду в новом творении обещанном Иисусом.

Далее Павел молится о том, чтобы они возрастали в мудрости и познании Иисуса. После этого Павел помещает поэтический текст, чтобы помочь колоссянам (да и нам с вами) достигать такого возрастания.

В этом поэтическом тексте — центр первой главы. Здесь воспевается распятый и превознесенный Мессия. Этот политический гимн состоит из двух параллельных станцов, и изобилует лексикой и образами из книг Бытия, Исхода, Псалтирей и притч.

Первый станц показывает Иисуса истинным образом Божьим, воплотившимся в Христе. Запечатлена полнота личности Бога и Его цели, Он Первородный. Это ветхозаветная фраза говорит о царственном статусе Иисуса, владычествующем над всем творением.

Его сущность абсолютно идентична сущности единого, истинного Бога-Творца. Он вызвал к бытию всё сущее, все силы и власти, все человеческие и духовные существа. В Иисусе-Мессии мы видим истину автора и царя всего творения.

Во втором станце мы обнаруживаем, что он также создает новое творение. Он — глава нового тела, составленного из последователей Иисуса, Его народа, нового человечества, прототипом которого служит Его воскресение.

В Иисусе сосредоточено славное присутствие Божье, обитавшее в храме. Именно благодаря смерти и воскресении Иисуса, Бог примирил с собою всё творение: и земное, и небесное. Это замечательный поэтический текст, на который Павел ещё будет ссылаться в этом послании.

Страдающий апостол

Сначала он показывает, как истина в нём заключенная преображает его личный опыт страданий в тюрьме. Он наказан за то, что провозглашал греческому и римскому миру, что Иисус есть воскресший Господь и царь всего сущего.

Поэтому Павел считает, что его собственные страдания это не признак поражения. Это в сущности его способ участия в страданиях самого Иисуса, которые Он претерпел из любви к нам. Стало быть его трудности являются причиной для радости.

Павел заключен под стражу за удивительную весть о том, что воскресший мессия Израиля создает новую разноплеменную общину. Более того, так же как Божественная Слава пребывала в Иисусе, так и Иисус пребывает в своей общине, состоящей из людей разных племен.

Как выразился Павел:

Мессия в вас, надежда славы”.

Искушение отвернуться

Затем Павел поднимает тему некоторых культурных влияний, которые служат для колоссян соблазном отвернуться от Иисуса. Они столкнулись с некой смесью мистического политеизма и настоятельных требований исполнять заповеди закона.

Дело в том, что все эти люди, недавно ставшие христианами, выросли в среде, где поклонялись всевозможным греческим и римским богам, контролировавшим различные сферы жизни человека.

Многие из этих христиан просто добавили в свой пантеон Иисуса как ещё одного бога.

В свою очередь, иудео-христиане очень настоятельно требовали от них соблюдать все заповеди закона, что якобы, должно было свидетельствовать об их более полной преданности Мессии.

В частности Павел упоминает:

  • об употреблении только кошерной еды;
  • соблюдении иудейских праздников;
  • обрезании.

Эта проблема была сродни той, о которой он писал в письме к галатам. Для Павла поддаться и тому, и другому искушению означало пойти на компромисс, и оказаться абсолютно не способным понять кем на самом деле является Иисус, и что Он для них совершил.

Колоссяне привыкли жить в страхе перед духовными силами и, как выразился Павел, “стихиями мира”. Но Иисус одержал над ними победу. Своей смертью и воскресением Он освободил колоссян от каких-либо обязательств перед ними.

Таким же образом, Иисус исполнил за нас все заповеди закона, которые в любом случае не имел силы изменить эгоистичную природу сердца человека.

Поэтому к тому, что Иисус совершил своей жизнью, смертью и воскресением добавить нечего. То, что сделал Иисус, не нуждается в том, чтобы дополнять Его исполнением всех предписаний закона. На самом деле, Он и есть та реальность, на которую указывал закон.

Жизнь в свете воскресения

Вместо заповеди закона у последователей Иисуса теперь есть сила Его воскресения, способная изменить их, о чём Павел и развивает свою мысль ниже.

Следовать за Иисусом означает присоединиться к Его новому человечеству. Поскольку отныне, жизнь верующего становится со причастной жизни воскресшего Иисуса.

Поэтому Павел призывает колоссян искать горнего, где Мессия сидит по правую руку от Бога и правит творением.

При этом Павел не имеет в виду, что христиане должны думать о том, как однажды они покинут эту землю и будут жить на небесах. Небеса это превосходящее разумение, место, откуда Иисус осуществляет своё Господство над всем творением, и именно отсюда Он однажды возвратиться на землю для того, чтобы преобразить весь мир.

Как говорит Павел:

Когда явится Мессия, и вы явитесь с Ним во славе”.

Поэтому Павел призывает их уже сейчас жить так, как люди нового творения, которыми они однажды станут. Он прибегает к образам ветхой человеческой природы, для которой характерны извращённая сексуальность и злоречие.

Для христиан ветхая человеческая природа умерла с Иисусом. Её заменила новая природа, которой присуще:

  • милосердие;
  • великодушие;
  • прощение;
  • любовь.

Такая человеческая природа преодолевает все этнические и социальные границы присущие нашему миру, и формирует людей, где, по словам Павла, нет:

  • ни грека;
  • ни еврея;
  • ни обрезанного;
  • ни необрезанного;
  • ни раба;
  • ни свободного.

Но мессия здесь всё, во всём и во всех.

Новая римская семья

Павел переходит от теории к практике и показывает колоссянам, как новая человеческая природа может проявляться в жизни римской семьи, образца первого века.

Римская семья представляла собой крайне авторитарный институт, где мужчина — глава семейства — был властен над жизнью и смертью своей жены, детей и рабов.

Но в христианской семье всё должно быть иначе.

Здесь истинным господином должен быть воскресший Иисус. Поэтому в Его владычестве жена позволяет мужу взять на себя ответственность за неё. Муж при этом подчиняются Иисусу, проявляя любовь к своей жене и ставя её благополучие выше собственного.

В доме, где господствует Иисус, дети уже не вещи. От них ждут зрелости и уважения. Родители должны воспитывать детей в терпении и понимании. Христиане-рабы должны уважать господ, которым служат. Именно в силу того, что последние не могут быть их истинными господами.

Истинный Господь это Иисус. А те христиане, у которых служат рабы должны понимать, что раб не является их собственностью. Он тоже член тела Иисуса, которого следует уважать и любить.

Павел проводит здесь тонкую черту. Он трансформирует самый базовый римский институт — институт семьи — и ставит его центром Иисуса, чья власть строится на принципах жертвенной любви.

Несмотря на то, что Павел не ломает саму структуру семьи, он показывает, что Христос превознесённый Мессия требует, чтобы она изменилась практически до неузнаваемости в понимании римлян проживающих в Колоссах.

Это можно отчетливо увидеть в последней части письма.

Заключение

После просьбы о молитве, Павел показывает как должны работать на практике указания о рабах и господах христианах. Мы узнаем, что Тихик должен доставить и прочитать колоссянам письмо Павла.

Рядом с Тихиком мы обнаруживаем некого Анисима, бывшего раба колосского христианина Филимона.

Из другого послания Павла, адресованного Филимону, мы знаем, что Анисим убежал от своего господина. Это преступление каралось тюремным заключением. Однако, Павел просит церковь приветствовать Анисима, как верного и возлюбленного брата в Господе.

В письме к Филимону Павел пишет, что Филимон должен принять Анисима уже не как раба, но как брата. Вот это поворот в конце письма!

Итак, в письме к колоссянам Павел старается показать нам, что ни один аспект человеческого бытия не может остаться незатронутым влиянием любящего и освобождающего владычество воскресшего Иисуса.

Наши страдания, искушения, характер, этические принципы, динамика властных отношений в наших семьях — всё это должно быть переосмыслено и преобразовано.

Мы призваны жить уже сегодня так, как если бы новое творение пришло в мир сразу после того, как Иисус воскрес из мёртвых.

Обо всём этом писал Павел в послании к колоссянам.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт