Послание к филиппийцам

Новый Завет

Церковь в Филиппах была первой общиной последователей Иисуса, которую Павел основал в восточной Европе, о чём повествуется в 16 главе книги Деяний.

Филиппы были римской колонией в древней Македонии. Здесь жило много вышедших в отставку солдат, и город слыл своими патриотическими настроениями.

Поэтому, когда в Филиппах Павел провозгласил Иисуса истинным царём мира, то столкнулся с сопротивлением.

Предыстория

После того как он отправился путешествовать дальше, оставшиеся последователи Иисуса продолжали испытывать давление и даже гонение. Но тем не менее их община была живой и яркой, верной заповедям Иисуса.

Павел отправил это письмо во время одного из своих многочисленных заключений по вполне практической причине: филиппийцы послали одного из членов своей общины (Епафродита) доставить Павлу в тюрьму денежную помощь, и Павел отправил Епафродита с ответным письмом общине, чтобы её отблагодарить. Но не только для этого.

Это послание не посвящено от начала до конца одной теме, как многие другие послания Павла.

Послание построено в виде серии коротких размышлений, своего рода очерков. Но смысловой центр, который их все объединяет, это поэтический отрывок во второй главе.

Здесь Павел совершенно неподражаемо пересказывает историю воплощения мессии, его жизни, смерти, воскресение и вознесение. Каждый из этих очерков-посланий раскрывает ключевые слова или идеи из поэтического отрывка.

Так Павел показывает, что быть христианином значит выстраивать свою собственную жизнь, как подражание жизни Иисуса.

Размышления Павла в тюрьме

Павел начинает письмо с молитвы благодарности, в которой благодарит Бога за щедрость и верность филиппийцев. Он выражает уверенность, что Бог продолжит совершать в них труд преображающей жизни, и так они проявят верность и любовь в ещё большей мере.

Затем, Павел говорит о том, что беспокоит филиппийцев в настоящий момент. А именно о своем заключении. В заключении в римской тюрьме мало радости, но оно странным образом послужило распространению благой вести об Иисусе.

Все римские стражи и административные работники знали, что Павел находится в тюрьме за то, что провозглашал Иисуса воскресшим Господом. Его заточение вселило уверенность в других христиан открыто проповедовать об Иисусе. Павел оптимистично настроен на освобождение, но вполне возможна и казнь.

Павел думает, что даже в казни нет ничего ужасного, потому что жизнь для него это миссия, так что смерть будет приобретением. Для Павла главное в его собственной жизни сейчас, и в будущем это жизнь Иисуса и Его любовь к нему.

Поэтому, если бы его и казнили, то это означало бы что он соединиться с Иисусом ко благу для себя. А если его освободят, то он продолжит трудиться над основанием новых общин последователей Иисуса, ко благу других людей.

На это Павел и надеется.

Обратите внимание на ход его мыслей: смерть за Иисуса для Павла не является истиной жертвой. Для него большая жертва остаться жить и служить другим людям. В этом и состоит способ Павла приобщиться к жизни Иисуса, пострадать и возлюбить других больше самого себя.

Отрывок во второй главе

Затем Павел обращается к филиппийцам, и призывает их следовать примеру Иисуса и перенять его образ мыслей. Он говорит, что их общественная жизнь должна соответствовать благой вести о мессии. Христиане в Филиппах жили среди людей, которые горячо любили Рим, как свою родину. Но их стиль и образ жизни должны следовать воле другого царя — Иисуса, что может повлечь за собой преследование.

Однако, им не стоит их бояться, потому что их страдания за Иисуса это приобщиться в собственной жизни к жизни самого Иисуса.

И это подводит Павла к великолепному поэтическому отрывку во второй главе.

В нём изобилуют ссылки на Ветхозаветные тексты. В частности, на историю Адама и его непокорства в первых трёх главах книги Бытие. И на песнь о невинном страдальце, из книги Исайи. Этот поэтический текст стоит заучить наизусть, прекрасное изложение Евангельской истории.

До своего воплощения, мессия существовал во славе будучи равным Богу. В отличие от Адама, пытавшегося быть равным Богу, мессия предпочел не пользоваться своим равенством Богу для личной выгоды. Вместо этого, он лишил себя этого статуса. Он стал человеком. Стал слугой всем.

Более того, он позволил себя унижать. Он был послушен Отцу, отправившись умирать на римском кресте орудии смерти. Но благодаря Божьей силе и благодати, позорная смерть Мессии обернулась ко благу в Его воскресение.

Теперь Бог чрезвычайно превознес Иисуса, сделав Его царем всего сущего, удостоив его именем превыше всякого имени. Чтобы все творение признали Иисуса-Мессию Господом в славу Бога-Отца.

Последнее утверждение по-настоящему поражает. Павел цитирует Ветхозаветный текст из 45 главы книги Исайи. В этом отрывке утверждается, что всё творение однажды признает Бога Израилева Господом. Идея Павла здесь вполне ясна.

Тимофей и Епафродит

В распятом и воскресшем Иисусе мы видим, что истинный Бог Израиля это и Бог-Отец, и Господь Иисус. Павел в этом поэтическом отрывке показывает нам, что думает о личности Иисуса. Более того, этот текст предлагает последователям Иисуса подражать Ему в своей жизни.

Поэтому Павел сразу же приводит в качестве примера две истории:

  1. Тимофея
  2. Епафродита.

Они оба могут служить примером людей, следующих в своей жизни за Иисусом.

Тимофей уподобляется Иисусу, поскольку постоянно заботиться о благе других людей больше, чем о собственных. Епафродита, которого филиппийцы послали к Павлу доставить их пожертвования, рисковал собственной жизнью, чтобы послужить Павлу.

Во время выполнения своей миссии, он заболел и чуть не умер.

Но Бог оказал ему милость, и не только ему, а и Павлу, которому Бог не дал потерять друга. Павел хочет показать главное — такие люди служат живым и личным примером того, как жил Иисус. И их пример достоин подражания.

Рассуждение о жизни Павла

Затем, Павел говорит о своей жизни, как о подобном примере. В то время были христиане, которые требовали от верующих из язычников делать обрезание. О них Павел писал в Послании к Галатам.

Эти люди до сих пор создают для Павла проблемы. Они продолжают упрекать его прошлым, когда он гнал последователей Иисуса и пытался добиться праведности перед Богом, путем усердного исполнения заповедей Торы. Но, подобно Иисусу, Павел оставил свой статус и привилегированное положение.

Всё это он сейчас почитает за ненужный сор. Мы говорим “ненужный сор”, но на самом деле Павел здесь выражается куда менее вежливо. Он оставил всё, чтобы как Иисус стать слугой и приобщиться к Его страданиям и жертвенной любви. При этом, всё это он делает в надежде, что любовь Иисуса проведет его через смерть к воскресению.

Поэтому Павел говорит, что у последователей Иисуса есть одно истинное гражданство — на небесах. Для Павла это не означает, будто мы должны надеяться однажды покинуть эту землю и попасть на небеса.

Скорее, небеса это иной мир, где царствует Иисус.

Он говорит о нашем ревностном ожидании. Наш царственный спаситель сойдёт с небес на землю, чтобы явить здесь своё царство, с Его исцеляющей справедливостью и преображающей любовью, и создать новое творение.

Конец Послания

Затем Павел призывает филиппийцев подражать Иисусу в собственной жизни. Сначала он обращается к двум видным женщинам, лидерам филиппийской церкви, которые раньше трудились с Павлом бок о бок. Но сейчас друг с другом не ладят.

Павел умоляет их последовать примеру смирения Иисуса, примириться и объединиться в служение. Затем он наставляет филиппийцев не поддаваться страху.

Но несмотря на все гонения, изливать все свои чувства и нужды Богу, чтобы тот даровал им мир. Этот мир приходит, когда мы мыслим о том, что хорошо, правильно и прекрасно. Нам всегда будет на что пожаловаться.

Однако, последователи Иисуса воспринимают нашу жизнь как дар. В любых жизненных обстоятельствах, он находит прекрасное и благодатное. Эта мысль подводит Павла к заключению.

Ещё раз он благодарит филиппийцев за их жертвенный дар. Он хочет, чтобы они понимали его тюремное заключение, его материальную скудость, они не страшны для Павла.

На самом деле, трудности стали для него лучшими учителями. Они научили его важному секрету — как довольствоваться тем, что у тебя есть, потому что Павел просто полагается на того, кто укрепляет его.

Павел увидел, что его личные страдания позволяют ему приобщиться к жизни Иисуса.

Послание к филиппийцам предоставляет нам уникальную возможность заглянуть в сердце и сознание Павла. Он рассматривал всю свою жизнь, как приобщение к жизни Иисуса. В этом письме вы можете почувствовать его тесную связь с Ним.

Осознание любви и единства с Иисусом, для Павла дороже зеницы ока. Именно они давали ему надежду, и помогали смиряться в самые тёмные часы.

Павел показывает, что встреча с Иисусом это всегда глубоко личное событие, меняющее человека. Это тот Иисус, за которым Павел призывает своих читателей последовать.

Об этом и было написано Послание Павла к филиппийцам.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт