В течение многих лет Павел путешествовал по Римской Империи, основывал новые церкви и формировал большую команду сотрудников. Тимофей был одним из них.
Будучи в городе Листре, Павел однажды познакомился с матерью и бабушкой Тимофея, которые были верными христианками. Кроме того, его поразил пыл Тимофея и его преданность Иисусу.
В течение многих лет, Павел был его наставником и затем начал посылать его с поручениями в различные церкви.
Поэтому, когда Павел получил известие о том, что некая группа лидеров проникла во влиятельную церковь в Эфесе и начала распространять неправильные представления об Иисусе, и о том, что означает следовать за Ним, он послал Тимофея противостать этим лидерам и восстановить порядок в этой церкви.
Когда Тимофей прибыл в Эфес, Павел послал ему письмо, чтобы наставить его в том, как лучше выполнить свою миссию. Это письмо действительно замечательно составлено.
Пункты послания
В начале и в заключении послания, Павел излагает суть поручения, которое должен был выполнить Тимофей: противостать этим сомнительным лидерам и их испорченному богословию.
Между вступлением и заключением, в центре послания, помещены две обширные части изобилующие практическими инструкциями касающимися проблем, с которыми Тимофей столкнулся в Эфесской церкви.
Все эти разделы соединяют или завершают три поэтических отрывка, прославляющих воскресшего Иисуса, как Царя всего мира.
Давайте разбираться в деталях и вы увидите, как всё это работает.
Поручение для Тимофея
Павел начинает послание напоминая, что он послал Тимофея в Эфес выступить против лидеров распространяющих чуждое учение. Он пишет, что эти люди много спекулируют относительно Торы, особенно о древних историях и генеалогиях из книги Бытия.
Как мы увидим, они разработали странные учения, касающиеся пищи половых отношений и брака, не соответствующие учению Иисуса и апостолов. Павел даже упоминает имена некоторых из этих людей: Александр и Иминей.
Он объясняет, как их учение разделило церковь и вызвало споры. Павел говорит, что этот факт является первым очевидным признаком того, что их учение представляет собой искажение здравого учения, потому что здравое христианское учение согласуется с заповедями Иисуса, и приносит плод любви и истинной веры.
Он утверждает, что цель Торы в любом случае заключается не в том, чтобы порождать спекулятивные теории, а в том, чтобы открыть истину о настоящем состоянии человека, как это в сущности произошло и с самим Павлом.
Правильное учение о Торе помогает людям увидеть благодать Божью, явленную в Мессии пришедшем спасти грешных и испорченных людей.
Павел заканчивает данную часть письма поэтическим отрывком, воздающим наивысшую честь Царю Иисусу и призывает Тимофея блокировать деятельности этих людей с их ложным учением.
Указания о слежении в Эфесе, часть 1
Затем он затрагивает конкретные проблемы данной общины, спровоцированные этими лжеучителями.
Прежде всего, он призывает Тимофея регулярно собирать церковь для молитв о правящих римских властях и о мире.
Ведь мир в регионе создают идеальные условия для того, чтобы последователи Иисуса могли продолжать распространение вести о Боге мира, желающем спасти всех людей. О Боге, который послал Иисуса как единственного посредника, чтобы Он отдал свою жизнь для искупления человечества.
В отличие от лжеучителей, Павел напоминает Тимофею, что Бог хочет спасти весь мир и молитва будет способствовать тому, чтобы эта истина всегда была в центре внимания христиан.
Затем Павел обращается к тем, кто поддался влиянию эфеских лжеучителей.
Во-первых, он решительно останавливает группу верующих, втянувшихся в гневные богословские споры инициированные этими лжеучителями. Павел говорит, что эти люди должны учиться молиться.
Затем он обращается группе богатых женщин в церкви, которые приходили на Воскресное богослужение так, будто на шоу показа мод. Они одевались в крайне броскую одежду и выглядели так, что на их фоне большинство остальных людей, не имевших возможности позволить себе такой гардероб, чувствовали себя униженными.
Более того, некоторые из этих женщин узурпировали руководящие позиции в этой церкви, и учили других тому же испорченному богословию, которое проповедовали недостойный учителя.
Поэтому Павел указывает, что этих женщин следует осадить. Он говорит, что им не следует учить других или занимать руководящие посты в церкви. Он приводит историю Адама, Евы и змея из третьей главы книги Бытия.
Следует сказать, что это один из тех отрывков из посланий Павла, который, по словам Петра, сложно понять. Существует много различных точек зрения по поводу того, что Павел имел здесь ввиду.
Некоторые считают, что Павел запрещает женщинам учить или быть лидером для мужчин в какой бы то ни было церкви. Его комментарий об Адаме и Еве имеет целью подчеркнуть, что Бог повелевает только мужчинам быть лидерами в церкви.
Другие утверждают, что Павел запрещает женщинам иметь лидирующее положение над мужчинами в церкви. Однако, если женщины прошли необходимую подготовку, они должны и могут учить в церкви под мужским руководством.
Наконец есть те, которые считают, что запрет Павла касался только женщин эфесской церкви.
А его упоминание Адама и Евы служат лишь сравнением демонстрирующим то, как эти женщины были обмануты лжеучителями.
Какого бы взгляда вы не придерживались, Павел совершенно ясно даёт понять, что эти эфесские женщины должны подчиниться авторитету Тимофея и получить надлежащее богословское обучение с тем, чтобы они могли духовно вырасти и однажды стать замечательными женщинами-служителями, такими как Фива, Юния или Прискилла, о которых Павел упоминает в других посланиях.
Павел продолжает говорить на тему кризиса лидерства.
Он призывает Тимофея назначить небольшую здравую группу мужчин, мужей и отцов, которые выполняли бы в церкви функции старейшин или блюстителей. Эти мужчины должны быть честными и иметь безупречный характер. Кроме того, они должны трудиться в одной связке с диаконами.
“Диакон” в переводе с греческого означает “служитель”. У этих мужчин и женщин, возглавляющих и совершающих различные виды служения в церкви, должен быть такой же склад характера, что и у старейшин.
Эти люди должны быть известны добрыми отношениями, которые они смогли выстроить в своих семьях, что должно доказать их способность руководить церковью как семьей Божьей.
Их образ жизни должен соответствовать жизни самого Иисуса, которую Павел описывает в заключительном поэтическом отрывке, где говорит о воплощении Иисуса, Его смерти и воскресение, прославление как царя, а также распространение Его новой общины по всему миру.
Указания о слежении в Эфесе, часть 2
Вторая группа наставления для Тимофея опять самым непосредственным образом касается проблем вызванных этими горе лидерами.
Поэтому Павел сначала вносит коррективы в их испорченное богословие. Они призывали верующих перестать употреблять в пищу определенные виды продуктов (скорее всего, мясо) и отговаривали жениться, что Павел просто считал глупым.
Он обращается к первой главе книги Бытия и напоминает Тимофею, что всё творение Божье хорошо весьма, включая пищу и брак, за что каждый знающий и признательный Творцу человек должен быть Ему благодарен.
Далее Павел затрагивает проблему заботы церкви о вдовах.
Этим важным служением всё больше и больше злоупотребляли в корыстных интересах молодые и состоятельные вдовы. Возможно, те самые возмутительницы спокойствия, о которых Павел пишет во второй главе.
Они обращались к церковному общению за поддержкой, а затем принимались распутничать и сплетничать, подрывая тем самым репутацию церкви.
Павел не собирался с этим мириться.
Он говорит, что только пожилые вдовы, которые не пользуются поддержкой членов семьи, имеют право рассчитывать на помощь церкви явленную в любви и щедрости Иисуса.
Затем Павел переходит к обсуждению проблем пожилых мужчин в церкви. Тимофей должен уважать этих верующих за их возраст, но не за их недостойное поведение связанное, по-видимому, со злоупотреблением алкоголем.
Эти люди наносили вред репутации церкви в Эфесе, поэтому Тимофей должен был с любовью их увещевать. Если таковые занимали лидерское положение, то он должен был настоять на том, чтобы они покинули свой пост.
Далее Павел делает одну интересную ремарку о том, что все вышеперечисленные наставления не означают, что Тимофей вообще не должен прикасаться к вину. Учитывая проблемы, которые Тимофей испытывал с желудком, возможно, ему следовало принимать стакан вина за ужином.
После этого, Павел поднимает проблему касающуюся рабов христиан. Некоторые из них не уважительно относились к своим господам-христианам. Конечно же, Евангелие устанавливает равенство среди последователей Иисуса. Однако, Павел считает, что равенство должно выражаться таким образом, чтобы не бросать тень на проповедь и христианское свидетельство церкви.
Если христиан будут ассоциировать с восстаниями рабов, то они компрометируют себя. Преобразование римской семьи на базе христианских ценностей должно было осуществляться стратегически правильно с тем, чтобы это новое видение Божьей семьи не оттолкнуло, а наоборот привлекло соседей и ближних.
Поручение для Тимофея
Наконец Павел заканчивает своё послание, ещё раз призывая Тимофея противостать негодным лидерам. Павел вскрывает их мотивы обогащения, которые они хотят достичь за счёт привлечения последователей и взымания с них немалой платы за своё учение.
Эти учителя скомпрометировали учения Иисуса о довольстве малым, и о скромной жизни. Павел наставляет состоятельных эфесских христиан богатеть добрыми делами и щедростью. И предоставлять все свои ресурсы Царю Иисусу.
Именно Иисус вдохновляет Павла написать заключительный поэтический отрывок о том, что Иисус истинный царь, превознесённый выше всех других царей.
Заключение
Первое послание Тимофея действительно очень важное письмо, которое помогает нам достичь целостного представления о природе и миссии церкви. Поэтому от того, как во что верит каждая отдельно взятая община Иисуса, будет зависеть то, как члены этой общины будут жить и поступать в городе, в котором они живут.
Поэтому её богословие и убеждения должны постоянно подвергаться критическому анализу и формироваться писанием, и благой вестью об Иисусе. Для Павла очень важно, как церковь воспринимается обществом. Христиане должны быть известны как люди абсолютно порядочные, отличающиеся добрыми делами, служением бедным и наиболее уязвимым людям, и движимой преданностью воскресшему царю Иисусу.
В этом и состоит суть первого послания Павла Тимофею.