Скорее всего, данное письмо — это самое ранее послание написанное Павлом, с предысторией которого можно ознакомиться в книге Деяний. Там повествуется о том, как Павел и его сподвижник Силуан прибыли в древнегреческий город Фессалоники.
Всего лишь спустя месяц, как они начали проповедовать благую весть об Иисусе, огромное количество евреев и греков объявили о своём посвящении Иисусу. После чего в этом городе образовалась первая церковная община.
Тем не менее в городе назревал конфликт. Среди местного населения возникла настороженность из-за того, что Павел провозглашал воскресшего Иисуса истинным господином мира. В конце концов, на основании заявления фессалоникских христиан о существовании другого царя Иисуса, их обвинили в отречении от Цезаря, римского императора.
Гонения стали настолько жестокими, что Павел и Силуан были вынуждены бежать из города. Это было болезненно для них, поскольку они очень полюбили и привязались к местным верующим.
Таким образом, своим посланием Павел хотел вновь связаться с христианами из Фессалоников. Он только что узнал от Тимофея, что несмотря на жестокие притеснения в сильной вере, их состояние более чем удовлетворительно.
Что в Послании?
Своё послание он разделил на две основные части.
В первой он отдаёт должное их верности Иисусу. Во второй он призывает их продолжать возрастать в следовании за Иисусом. Эти две части перемешиваются трёмя молитвами.
Послание начинается молитвой благодарения. Далее, две части письма, о которых мы сейчас говорим, соединяются промежуточной молитвой. И наконец в конце письма тоже прилагается заключительная молитва, что делает письмо по-настоящему превосходно составленным.
Восхваление верности
С самого начала Павел благодарит Бога и отдаёт фессалоникийцам должное за их веру, любовь к ближним, и надежду в Иисусе, вопреки всем преследованиям. Он вспоминает историю их обращения, как они раньше поклонялись многим богам и жили в культуре, где каждая сфера жизни впитала в себя влияние культовых институтов и практик поклонения греческим и римским богам.
Но они отвернулись от идолов для того, чтобы служить живому и истинному богу. Сейчас они ожидают с небес пришествия Сына Божьего.
В таком городе как Фессалоники, отвернуться от прежних богов и начать поклоняться Богу-Творцу Израиля и царю Иисусу означало заплатить определённую цену: изоляция от соседей и неприязнь в собственной семье.
Однако, для фессалоникийцев всепобеждающая любовь Иисуса умершего за них и надежда на его возвращение, были гораздо важнее всего остального.
Затем Павел пересказывает историю своей миссии в Фессалониках и говорит о том, как тесно он привязался к местным верующим. Прибегая при этом к очень личностным метафорам. Они относились к нему, как к своему “дитяте”, а он стал для них “как мать и отец”.
“Мы были рады не только передать вам благовестие от Бога, но и наши души, потому что вы стали нам очень дороги”.
Здесь Павел напоминает всем нам, что суть христианского лидерства заключается не в силе и не во влиянии. А в здоровых взаимоотношениях и смиренном служении любви. Он напоминает им, что никогда не просил у них денег. Он пришёл к ним просто для того, чтобы любить их и служить им во имя Иисуса.
Общие для всех гонения
Здесь Павел начинает рассуждать об общих для них всех гонениях. Точно так же, как Иисус был отвержен и убит своим народом, Павел терпел гонения со стороны своих собратьев иудеев, а фессалоникийцы терпели враждебное к себе отношение со стороны своих соседей греков.
И во всём этом, Павел находит, казалось бы, довольно странное утешение. Он знает, что страдания всех них — это своеобразный способ их участия в жизни и смерти Иисуса.
Павел затем говорит, что очень переживал за фессалоникийцев, когда услышал какие трудности выпали на их долю после того, как они с Силуаном вынуждены были их покинуть.
Поэтому он послал Тимофея поддержать их и узнать как у них обстоят дела. К его радости Тимофей обнаружил, что тамошние верующие возрастают в вере. Они оставались верны Иисусу, были полны любви к Богу и ближним, и жаждали видеть Павла также, как Павел жаждал видеть их.
Поэтому Павел заканчивает эту часть письма молитвой о том, чтобы Бог их укрепил. Интересно, что здесь же Павел вводит темы, о которых собирается говорить во второй части письма.
Он молится о том, чтобы Бог помог им возрастать в любви и укрепил их в стремлении к святости и надежде на возвращение царя Иисуса.
Призыв к росту
Он начинает вторую часть письма с того, что призывает их к жизни, которая бы соответствовала учению Иисуса. А это, в первую очередь, означает серьёзное отношение к святости и сексуальной частоте. В противовес окружающей их распущенной и сексуально-деструктивной культуре, они должны следовать учению Иисуса о постижении красоты и силы сексуального опыта в рамках взаимоотношений завета преданности друг другу в браке.
Павел говорит, что Бог очень серьёзно относится к сексуальной распущенности. Она позорит и разрушает достоинство людей и их самих.
Следование Иисусу также означает преданность любви и служение другим людям. Поэтому Павел указывает, что в городе все должны знать христиан, как надежных и трудолюбивых людей.
При этом зарабатывать деньги они должны не просто для обеспечения своих нужд. Но и для того, чтобы иметь возможность щедро помогать нуждающимся. После этого, Павел рассуждает о некоторых интересующих фессалоникийцев вопросах, касающихся будущей надежды на возвращение Иисуса.
Некоторые христиане в этой церкви недавно умерли и, скорее всего, они погибли мученической смертью. В связи с этим их друзья и родственники интересовались, что будет с умершими, когда Иисус возвратиться.
Павел совершенно определенно заявляет, что несмотря на их горе и потерю, даже смерть не может отлучить христиан от любви Иисуса. Когда он возвратится как царь, то призовёт к себе как живых, так и мертвых.
Мотивация на верность
Здесь Павел рисует очень интересный образ. Он описывает это в терминах церемонии встречи римского императора, когда подвластный ему город посылал навстречу Цезарю приветствующую его делегацию.
Эти же образы Павел использует для описания прибытия Иисуса, как царя. Его тоже будут приветствовать делегаты — Его народ, который будет встречать Господа в воздухе и сопровождать Его повторный приход в тот мир, где Он установит своё царство справедливости и мира.
Павел хочет, чтобы фессалоникийцы увидели, как эта надежда может мотивировать нашу верность Иисусу. Он подшучивает над известной римской пропагандистской формулой, утверждающей, что Цезарь несёт с собой мир и безопасность.
Конечно, римский мир пришёл, пришёл через:
- насилие;
- порабощение врагов;
- военную оккупацию.
Павел же предупреждает, что однажды Иисус возвратиться как царь, и бросит вызов такой несправедливости.
Последователи царя Иисуса должны уже сейчас жить так, как будто этот грядущий день уже наступил.
Несмотря на тьму, неверие и зло, которое их окружает, они должны трезвиться и бодрствовать, потому что расцвет Царства Божьего грядёт на землю, и тогда на земле оно будет подобно царству на небе.
Павел заканчивает все эти увещевания так же, как и начал — молитвой надежды на то, что Бог наполнит жизнь верующих своей святостью и отделит их для Себя, чтобы они оставались посвященными и непорочными до дня возвращения Царя Иисуса.
Заключение
Первое послание Павла к фессалоникийцам напоминает нам о том, что следование за царем Иисусом с самого начала культивирует в людях святой образ жизни, идущей вразрез с устоявшимися культурными установками.
Он иногда вызывает у окружающих подозрения, за которым следуют конфликты. Однако, в ответ на враждебное отношение, последователи Иисуса должны всегда проявлять любовь, благодать и великодушие.
Этот образ жизни мотивирован надеждой на пришествие царства Иисуса, которая уже началась с Его воскресением из мертвых.
Итак, святость, любовь и будущая надежда — это главное, о чём повествует первое послание Павла фессалоникийцам.