В 19 веке жил в Москве один занятный библиотекарь — Николай Федоров. Но прославился он вовсе не тем, что разрешал посетителям громко разговаривать в читальном зале (нет, он так не делал). Этот милый дедушка был философом-футурологом, и считается, ни много ни мало, отцом русского космизма. Его главной мечтой было объединение человечества в братскую семью.
Причем речь шла обо всем человечестве. О живых и мертвых. Нет, философ не предрекал зомби-апокалипсис. Федоров свято верил в то, что однажды наука найдет способ воскресить наших усопших предков. Вот тогда и заживем.
После смерти Федорова, его сочинения были изданы под названием “Философия общего дела”. Примечательно, что выражение “общее дело” это буквальный перевод греческого слова, которое прекрасно известно любому христианину — это слово “литургия”.
Так называется главное христианское богослужение, на котором хлеб и вино претворяются в тело и кровь Христа.
Откуда появилась идея объединения?
Да и сама идея объединение всего человечества в одну семью, более того в единый организм, является идеей христианства. Изначально люди были единым организмом. Это хорошо видно из слов Адама, которые он произносит в момент знакомства со своей женой:
Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей.
Потом происходит грехопадение и Адам говорит уже совсем другое:
Это не я, это она. Я хороший, она плохая.
Как это объясняет Святитель Василий Великий, грех рассек естество. Люди стали тем, что в криминальной хронике называется “фрагментами тела”. Но вот в наш мир приходит сын Божий, становится одним из нас. Проводит нашу больную природу через смерть и воскрешение. Помните в народных сказках мертвую и живую воду? Ну вот примерно так же. И дает нам присоединиться к нему. Причаститься его обожженного человечество. Причем это касается и живых и мертвых.
Святое причастие
Смысл сделанного Христом раскрывается в его словах о виноградной лозе:
Я есть лоза, а вы ветви. Кто пребывает во мне, а я в нем, тот приносит много плода, ибо без меня ничего не можете делать.
Способ соединиться со Христом, дать ему действовать в себе, это святое причастие. Причаститься значит принять в себя часть тела и крови Христа, но справедливо и другое понимание. Самому стать частью церкви, которая именуется телом Христовым. Причастие загадочная пища. Обычно, когда мы что-то едим, пища растворяется в нас и становятся нами. Кстати, похожую мысль, один апокриф, приписывает Христу:
Блажен человек который съест льва. Ибо тогда лев превратиться в человека. И несчастен человек, которого съест лев. Ибо тогда человек превратится в льва.
Так вот, с причастием все наоборот. Вкушая тело Христово, мы сами становимся этим телом. Таинство святого причастия совершается за божественной литургией, которая является повторением тайной вечери. Последней трапезы, которую Христос перед своей смертью разделил с учениками. На литургии, Христос непостижимым образом как бы раздваивается. Он и жрец и жертва. И приносящий и приношение.
Еще одним словом, которое используется для обозначения этого таинства, является слово “евхаристия”.
В переводе с греческого — “благодарение”.
Но как мы, простые смертные, можем отблагодарить своего Спасителя? Ответ на этот вопрос дает не Христос, не апостол, не кто-то из христианских святых, а праведник, живший за десять веков до рождества Христова — Царь Давид.
В одном из псалмов он задается вопросом:
Чем я отблагодарю Господа за все, что Он посылает мне?
И сам же отвечает:
Чашу спасения приму и имя Господнее призову.
То есть, лучший способ отблагодарить Бога это принять его дар. Его евхаристическую чашу. Получается, евхаристия это не столько наш способ отблагодарить Господа, сколько праздник, придя на который мы сами можем получить от Бога благой дар — святое.