Евангелие от Матфея. Часть 2

Новый Завет

В первом рассказе мы узнали, как Матфей представляет Иисуса: как Мессию из рода Давида и как нового авторитетного учителя, подобного Моисею. А так же, как Эммануила, что на древнееврейском означает “с нами Бог”.

Мы отметили, что после того, как Иисус провозгласил приход Царства Божьего, а также учил о нём и сделал его реальностью каждодневной жизни, многие люди приняли Иисуса. Однако были и те, кто отверг Его.

Прежде всего, это были духовные лидеры Израиля и фарисеи. Здесь возникает большой вопрос: как этот конфликт между ними и Иисусом будет развиваться дальше?

Правильное значение “Мессия”

В следующем большом разделе, это главы с 14 по 20, пойдёт речь о самых различных ожиданиях, которые люди связывали с Мессией. Иисус исцеляет больных и дважды чудесным образом насыщает огромные толпы людей в пустыне.

В одном случае толпа состояла из иудеев, то есть евреев, а в другом из не евреев, и в этом тоже есть определенный смысл, потому что так Моисей сделал для Израиля в пустыне.

Конечно же, все эти люди восхищаются Иисусом. Они считают, что Он великий пророк и Мессия, но духовные лидеры Израиля так не думают.

Их взгляд на Мессию сформировался под влиянием таких текстов Писания как второй псалом, 2 глава книги Даниила, где Мессия выступает как победоносный вождь, избавляющий Израиль и попирающий языческих притеснителей.

С их точки зрения, Иисус никто иной как лжеучитель, который делает о себе весьма богохульные заявления. Поэтому в повествовании появляются рассказ о том, как они противостоят Иисусу и замышляют Его убить.

В ответ на это, Иисус удаляется от них и начинает объяснять своим ближайшим ученикам, что для Него значит быть Мессией Израиля, потому что Его мессианство это не то, что все ожидают.

Поэтому в 16 главе, Иисус спрашивает своих учеников за кого они Его почитают. И, кажется, что Пётр дает правильный ответ:

Ты Мессия, Сын живого Бога”.

Однако, потом становится ясно, что Пётр думал о царе, который будет победоносно править огнем и мечем.

Далее Иисус озадачивает Петра, говоря:

Да я буду Царём, но не в том смысле, в котором ты это понимаешь”.

Иисус начинает учить учеников на темы пророчеств Исаии, который сказал, что Царь-Мессия должен будет пострадать и умереть за грехи своего народа. Иисус представляет себя этим Царем-Мессией, который царствует став слугой, который положит свою жизнь за Израиль и все народы.

Петру и другим ученикам было сложно понять как это может быть. Поэтому далее следует четвертое собрание учения Иисуса, за которым идёт ряд других поучений.

Всё чему здесь учит Иисус, говорит о перевернутой сущности мессианского царства, которое переворачивает вверх дном всю нашу систему ценностей. Слуги царя обретают честь тогда, когда служат другим, а вместо мщения врагам прощают их и делают им добро.

В царстве Иисуса вы становитесь истинно богатыми тогда, когда раздаете свое богатство бедным. Если вы хотите следовать за Мессией слугой, то должны и сами начать служить.

Критика Иисуса

В следующем разделе мы наблюдаем, как эти два царства (Царство Иисуса и Царство вождей Израиля) сталкиваются друг с другом.

На праздник Пасхи, Иисус въезжает в Иерусалим под ликования толпы провозглашающей его Мессией. Иисус сразу направляется во двор храма и устраивает настоящий переполох, которых срывает процесс ежедневных жертвоприношений.

Здесь Его поступки говорят громче, чем слова. Как царь Израиля, Иисус утвердил свои царственные права на храм, место встречи Бога и Израиля. Для Иисуса репутация храма была подорвана лицемерием израильских вождей. Своими действиями Он ставит под сомнение их авторитет.

Они естественно чувствуют себя глубоко оскорбленными, поэтому они пытаются в чем-либо уловить Его и прилюдно опозорить. Однако у них ничего не получается. В конце концов, они решаются убить Его.

В ответ следует последнее собрание поучений Иисуса. Во-первых, Он жестко критикует фарисеев за их лицемерие. Затем Он скорбит и плачет об Иерусалиме, который отверг Бога и Его Царство.

Затем Иисус уединяется с учениками и начинает говорить им о том, что вскоре должно произойти: начальники народа убьют Его, но тем самым навлекут на себя погибель. Потому что вместо того, чтобы принять путь Иисуса предлагавшего мирное царство, они изберут путь восстания против Рима.

Иерусалим и храм будут разрушены. Однако, Иисус сказал, что это не конец. После смерти Он будет оправдан. Оправдан тем, что воскреснет из мертвых и наступит день, когда Он вернётся и установит свое царство над всеми народами.

Но до тех пор, его ученики должны бодрствовать и посвятить себя проповеди об Иисусе и Его царстве, а также распространению благой вести о Нём.

В момент когда эти слова еще звучали в ушах учеников, повествование достигает кульминации. В эту ночь Иисус уединяется с учениками, чтобы вместе с ними вкусить пасхальный ужин.

Смерть Иисуса

Пасха это история о том, как израильский народ был освобожден от рабства ценой смерти пасхального агнца. Иисус делает хлеб и вино этой трапезы новыми символами, свидетельствующими о том, что Его грядущая смерть будет той жертвой, которая освободит Его народ от рабства греха и зла.

После пасхального ужина Иисуса берут под стражу.

Он предстает перед судом Синедриона — совета иудейских вождей, где они отвергают Его мессианские притязания. Его обвиняют в богохульстве, затем ведут на суд к римскому префекту Пилату.

Тот считает, что Иисус не виновен, но поддается давлению иудейских вождей и приговаривает Иисуса к смерти через распятие. Римские солдаты уводят Иисуса и распинают Его.

Обратите внимание, что в этом разделе Матфей делай то же самое, что и в первых главах своего повествования. Он увеличивает количество Ветхозаветных цитат. Он старается показать, что смерть Иисуса это не трагедия или поражение. Это скорее неожиданное исполнение Ветхозаветных пророческих обетований.

Иисус пришёл как Мессия-слуга, о котором говорил Исайя. Он был отвергнут своими соотечественниками. Но вместо того, чтобы осудить их, был осужден вместо них взяв на себя последствия их грехов.

И так завершается сцена распятия, и тело Иисуса кладут в гробницу. Однако, в заключительной главе происходит неожиданный поворот в повествовании.

Утром в первый день недели, ученики обнаруживают, что гробница, в которой лежал Иисус, пуста. Вдруг совершенно неожиданно, разные люди начинают свидетельствовать, что видели Иисуса воскресшим из мертвых.

Концовка

Книга заканчивается тем, что воскресший Иисус даёт своим ученикам последнее наставление, известное как “великое поручение”. Иисус говорит, что Он есть истинный царь мира. Он посылает своих учеников идти во все народы и проповедовать благую весть о том, что Иисус есть Господь. И каждый может войти в Его царство, если крестится и будет следовать Его заповедям.

Слова сказанные ещё в первой главе книги, когда Иисусу было дано имя Эммануил, то есть “с нами Бог” теперь отзываются эхом в последних словах Иисуса, обращенных к ученикам:

Все Я с вами”.

Иисус обещает свое присутствие, вплоть до того дня, когда Он снова вернется.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт