Евангелие от Матфея. Часть 1

Новый Завет

Это одно из самых ранних церковных повествований об Иисусе из Назарета. О Его жизни, смерти и воскресении. Автор книги не раскрывает своего имени. Однако, самая ранее заслуживающая доверия традиция, связывает авторство с именем сборщика налогов Матфея.

Матфей был одним из двенадцати избранных Иисусом апостолов, который, между прочим, тоже упоминается в тексте книги.

В течение 30-40 лет, апостолы устно учили и передавали личное свидетельство о жизни Иисуса, а также Его учение, которое они хорошо запомнили. А потом Матфей собрал все эти свидетельства и соткал из них удивительное полотно.

Он составил из них книгу, в которой подчеркивается определенные темы, раскрывающие личность Иисуса. В этом рассказе мы рассмотрим первую часть книги.

Матфей демонстрирует, каким образом Иисус является продолжением и исполнением всей Библейской истории, повествующий о Боге и Израиле.

Иисус — Мессия по линии Давида. Он новый авторитетный учитель, подобный Моисею и не только. Иисус это “с нами Бог” или по-еврейски “Эммануил”. Матфей построил свою книгу так, чтобы в ней было и введение, и заключение, что служит своеобразным обрамлением для пяти чётких разделов, посередине каждая из которых заключает в себе обширное собрание поучений Иисуса.

Такая структура книги весьма продумана и потому удивительна. Смотрите, как это получилось.

Начало Иисуса

С первой по третью главы книги идет подготовка почвы для основного рассказа. Здесь история Иисуса гармонично вписывается в Ветхозаветную историю.

Итак, Матфей начинает с родословной Иисуса обращая внимание на то, что Его мессианство связано с родом Давида. Иисус также и потомок Авраама, что означает, что Он принесёт благословение для всех народов.

После этого мы читаем известную историю о рождении Иисуса, и видим, как во всех описываемых событиях исполняются Ветхозаветные пророческие обетования. О том, что все народы придут и поклонятся Мессии. Что Мессия родится в Вифлееме и даже больше: что он будет зачат от Духа Святого и его нарекут Эммануилом.

Всё это вместе указывает на то, что Иисус не просто человек. Он “с нами Бог”, Бог стал человеком.

Уже здесь, во введении, вы можете увидеть две ключевых темы поднимаемых Матфеем. Иисус из рода Давида, Он Эммануил. Но Матфей ещё хочет показать почему Иисус — новый Моисей.

Подобно Моисею, Иисус:

  • вышел из Египта;
  • прошел через воды крещения;
  • удалился в пустыню на 40 дней.

После чего Иисус восходит на гору для того, чтобы возвестить новое учение. Отталкиваясь от всех этих деталей, Матфей утверждает, что Иисус обещанный Моисей и больше, чем Моисей.

Он выведет народ Израиля из рабства, откроет ему новое Божественное учение, спасет его от грехов и учредит новое отношение Завета между Богом и Его народом. Параллели между Моисеем и Иисусом объясняют почему Матфей именно так структурировал середину книги.

Эти пять главных разделов указывают на Иисуса как на учителя. Матфей проводит параллель, Иисус как учитель и пять книг Моисея, Иисус новый авторитетный учитель завета, который собирается исполнить то, что заложено в Торе.

В первом разделе, то есть в главах с 4 по 7, мы видим, что Иисус провозглашает приход Царства Божьего и это очень важно. Царство это в сущности то, как Бог спасает весь мир, и это спасение осуществляется посредством царя Иисуса.

Иисус пришёл для того, чтобы противостать злу, особенно духовному злу и его последствиям в виде демонического притеснения болезни и смерти. Иисус пришёл для того, чтобы восстановить власть Бога над всем миром. Для этого Он создал новую общину людей, которые следуют за Ним, повинуются заповедям и живут под Его господством.

Поэтому после того, как Иисус начал исцелять людей и создавать движение сообщества, Он ведёт своих последователей на гору или холм, и доносит до них первую большую часть своего учения. Известную как “нагорная проповедь”.

В этой проповеди Он объясняет, что значит следовать за Ним и жить в Царстве Божьем, и в этом Царстве всё наоборот, вверх дном. В нём нет привилегированных членов. Царство открыто для всех:

  • бедных;
  • безродных;
  • богатых;
  • религиозных.

Все приглашенные призваны обратиться, покаяться, следовать за Иисусом и стать частью Его общины. Иисус утверждает, что Он пришёл не для того, чтобы отменить заповеди Торы или Ветхий Завет. Напротив, Он пришел для того, чтобы всё это исполнить в своей жизни и учении.

Он пришел преобразить сердца людей для того, чтобы они могли любить Бога и ближних, включая врагов.

Чем занят Иисус?

Объяснив принципы учения Иисуса о царстве, в следующей части книги Матфей показывает, как Иисус вводит это царство в реальность повседневной жизни людей.

Матфей приводит девять историй о том, как Иисус приносит силу Царства Божьего в жизнь несчастных людей не имеющих пастыря. Эти истории можно разделить на три группы, по три истории в каждой.

В них идёт речь о больных, искалеченных или находящихся в опасности людях. Иисус их исцеляет или спасает своей благодатью и силой. И вот здесь, между этими триадами находятся две параллельные истории о том, как Иисус призывает людей следовать за Ним. И здесь Матфей подчеркивает:

Только тогда человек сможет испытать силу, благодать Иисуса, когда последует за Ним и станет Его учеником”.

После того как Матфей показал силу царства через Иисуса, Иисус идёт дальше и посылает на проповедь 12 учеников, которые будут совершать те же дела, которые делал Он.

Здесь мы переходим ко второму большому собранию Его поучений, изложенному в главе десять.

Иисус говорит ученикам, как они должны провозглашать царства и что при этом должны ожидать.

Многие люди в Израиле принимают Иисуса и Его предложение принять царство. Однако, израильские руководители отказываются от Него. Они слишком много потеряют, если покаются и станут учениками Иисуса.

Поэтому Иисус знает, что они отвергнут Его и будут гнать Его последователей.

Именно это и происходит.

Были ли противники Иисуса?

В следующем разделе этой главы, с 11 по 13, Матфей собрал несколько историй о том, как люди реагируют на Иисуса и весть, которую Он провозглашает. Отклики людей совершенно разные.

Некоторые позитивные, народ любит Иисуса и считает Его Мессией. Другие нейтральные. Например, реакция Иоанна-Крестителя или даже родных Иисуса. Такие люди ясно дают понять, что Иисус не то, что они ожидали.

Отклик правящих кругов Израиля совсем негативный. Фарисеи, учителя закона — все они отвергают Иисуса. Они считают, что Он лжеучитель, который вводит людей в заблуждение. Они считают Его богохульником, который делает недопустимые претенциозные заявления о себе.

Однако, такая разнообразная реакция не удивляет и не смущает Иисуса. Об этом Он в сущности говорит в третьем собрании поучений, в главе 13.

Здесь Матфей собрал вместе несколько притч Иисуса о Царстве. Оно подобно сеятелю, бросающему семя на четыре вида почвы: горчичному семени, жемчужине и сокрытому сокровищу. Эти притчи могут служить пояснением к историям, которые только что были рассказаны в главах 11 и 12.

Одни люди с воодушевлением принимают Иисуса, другие отвергают Его. Но Царство Божье это самая великая ценность, и оно не перестанет распространяться, несмотря на все преграды.

Конец первой части

Итак, вот о чём первая часть Евангелия от Матфея.

Читая эти главы следует обратить внимание ещё на несколько моментов.

Мы уже говорили, что Матфей представляет Иисуса как продолжение и исполнение Ветхозаветной истории. Обратите внимание, как он вплетает в повествование цитаты из писаний Ветхого Завета.

Вы обнаружите вкрапление этих цитат в самых важных точках повествования. И они помогают лучше понять кто такой Иисус. Поэтому не пожалейте времени найти эти тексты, и прочитать их в Ветхозаветном контексте. Вы наверняка заметите по-настоящему захватывающие и интересные параллели.

Наконец обратите внимание на то, какие люди приняли Иисуса и последовали за Ним.

Вы увидите, что, чаще всего, это люди не имеющие никакого веса в обществе, безродные и неблагочестивые. Но эти люди преобразились, возложив на Иисуса своё упование, поверив Ему и последовал за Ним, а религиозные и гордые посчитали себя оскорбленными Иисусом.

Как же эти натянутые отношения между израильскими лидерами и Иисусом будут развиваться дальше?

Об этом повествуется во второй части Евангелия от Матфея.

Redaktor
Оцените автора
Христианский сайт