Это одно из первых жизнеописаний Иисуса. Ранние исторические предания считают автором книги образованного христианина, по имени Марк или Иоанн-Марк. Он был сотрудником Павла и близким помощникам Петра.
Как утверждает раннехристианский историк Папий, Марк записал за Петром его личные воспоминания и рассказы, и объединил их в одно повествование. И сделал он это не просто как придется. Он тщательно продумал как построить жизнеописание Иисуса.
Идея и задумка Евангелие от Марка
В самой первой строке книги, Марк прямо указывает кто есть Иисус:
“Начало Евангелия Иисуса Христа. Сына Божия”.
Примечательно, что лишь в этом случае Марк в своей книге сообщает нам, что он думает сам. А дальше он сообщает читателю лишь то, что говорил и делал Иисус. И как реагировали на Иисуса другие, но не пытается воздействовать на Него по-другому.
Марк выстраивает историю Иисуса как драму в трёх актах. События первого акта развиваются в Галилее, третьего в Иерусалиме, а второй акт показывает, как Иисус проходит от одного места действия к другому.
Каждый из актов обращает внимание читателя на определенный предмет. Так в первом акте люди, под впечатлением от личности Иисуса, задают вопрос кто он, этот Иисус. Во втором акте уже ученики пытаются понять, что значит для Иисуса быть Мессией.
Наконец в третьем акте мы наблюдаем удивительный парадокс. Иисус становится Мессианским Царем.
Давайте погрузимся в этот материал и вы увидите, как развивается повествование.
Первый акт
После вступительной строчки, Марк приводит изречения древних пророков Исаии и Малахии. Они предсказали, что Бог пошлет Израилю вестника, который приготовит людей к явлению самого Бога. Тогда Он избавит свой народ и станет их царем.
Марк знакомит читателей с этим вестником Иоанном Крестителем. А затем, когда уже можно ожидать явление Бога, Марк вводит в повествование Иисуса. С Его появлением открываются небеса, Дух Божий нисходит на Иисуса и слышен голос Божий:
“Ты сын мой, возлюбленный”.
После этого Марк излагает перед читателем суть главной вести Иисуса.
Он проходил по Галилее, проповедуя благую весть о том, что приблизилось Царство Божье. Иисус вспоминает ветхозаветные писания, в которых говорится о Божьем замысле по спасению всего мира. В Иисусе Бог восстанавливает свое господство над миром, противостоит злу и одерживает победу над ним, освобождая от него людские жизни.
Затем Он приглашает их жить под господством Бога, следуя за Иисусом.
Здесь Марк начинает целую серию рассказов, свидетельствующих о власти Иисуса, которая несёт с собой Царство Божье. Он повсюду исцеляет больных и искалеченных людей, и тех, кто находится под гнетом темных духовных сил.
Еще Иисус делает нечто такое, что, как знали иудеи, мог делать только Бог. Он прощает людям грехи. Действия Иисуса вызвали совершенно разный отклик у людей. Одни следуют за Ним и становятся Его учениками, другие не знают что и думать о Нем, а третьи безоговорочно отвергают.
Среди последних особенно заметны начальники израильского народа, обвиняющие Иисуса в богохульстве и одержимости злыми силами.
Но Иисуса не удивляет реакция людей. Более того Он сам указывает на это.
В главе 4, Марк собрал множество притч Иисуса о скрытой мистической природе Царства Божьего. Иисус говорит о том, что Его весть подобно зерну, подающему на различные почвы. Одна почва приносит плод, другая нет. А еще Царство Божье подобно совсем крошечному горчичному зерну. Оно кажется незначительным, но потом всем на удивление вырастает в огромное дерево.
Иисус хочет сказать, что Он действительно Мессия, принесший Царство Божье. Однако, это Царство Божье совсем не такое, каким его представляют люди.
Растущие среди людей сомнения относительно Иисуса, связаны с ключевой идеей, к которой Марк привлекает внимание в конце первого акта.
Даже среди учеников Иисуса царит смятение. Даже ученикам было сложно понять кем на самом деле является Иисус. И эта тема подводит нас ко второму акту.
Второй акт
Он начинается с очень важной беседы. Иисус отводит учеников в сторону и спрашивает их, за кого они Его почитают.
Петр сразу отвечает:
“Ты Мессия”.
Но тут же становится понятно, что Пётр видит в Нем воинственного царя-победителя из рода Давида, который избавит Израиль от римского ига.
Для Иисуса мессианство означает другое, Он будет страдающим слугой, описанным в 53 главе книги Исаии. Божье владычество Он установит отдав жизнь в Иерусалиме. Ученики ничего не понимают.
Они думают, что следовать за царем Иисусом, означает:
- славу;
- статус;
- солидное положение в обществе.
Иисус им объясняет, что следовать за Ним то же, что и умереть, то есть нести свой крест, отвергнуть насилие, гордость, эгоизм, и положить свою жизнь за людей, служа им и любя их.
Такой же разговор Иисус заводит ещё два раза. Он подводит учеников к важному положению:
“Сын Человеческий пришел не для того, чтобы Ему послужили, но для того, чтобы самому послужить и отдать свою жизнь для искупления многих”.
Но ученики и сейчас мало что понимают. Они боятся и пребывают в замешательстве.
Во втором акте, Марк вплетает в повествование ещё одну ключевую историю связанную с введением в книгу. Иисус берёт трёх учеников и ведёт их на гору, где внезапно преображается. Его осияла слава и окутало облако. Это похоже на то, как Бог явил свою славу израильтянам много лет назад на горе Синай.
В своё время, два пророка (Моисей и Илия) предстали перед Богом на горе Синай. Сейчас они предстоят перед Иисусом и Бог ещё раз называет Его возлюбленным Сыном.
Поместив эту историю посреди всех этих бесед во втором акте книги, Марк тем самым делает удивительное заявление:
“Иисус Сын Божий воплощает славу самого Бога. В Иисусе славный Бог Израилев станет Царем пострадав и умереть за грехи своего народа”.
Учеников это загадочное заявление пугало и смущало. Они покидали гору в недоумении.
Здесь начинается третий акт.
Третий акт
Наступает Пасха. Иисус входит в Иерусалим при всем народе как царь. Народ чувствует его как Мессию. Он входит во двор храма и утверждает в нем свою власть, изгоняя воров и мошенников, и нарушая ход жертвоприношений.
Это было начало целой недели споров и противостояний, между Иисусом и израильскими начальниками, которых Он обвинил в лицемерии. Поэтому те привели в исполнение свой замысел убить Его.
Иисус предупреждает учеников о том, что в течении одного поколения Иерусалим и храм будут разрушены. Что учеников будут гнать так же, как гоняют Его, пока однажды Он не возвратится, чтобы безраздельно установить над всем миром Царство Божье.
Наступает последняя ночь. Иисус разделяет с учениками свой последний пасхальный ужин, трапезу символизирующую избавление израильского народа от рабства кровью жертвенного пасхального агнца.
Иисус придает этим символам новое значение. Теперь они указывают на избавление от греха и смерти, посредством смерти страдающего слуги Мессии.
С этого момента события начинают развиваться быстро.
Иисуса берут под стражу, приводят Его на суд перед израильскими священниками, а затем перед римским прокуратором, после чего распинают. Это кульминационная точка, перекликающиеся с важными эпизодами в первом и втором актах книги.
Только в данном случае Иисус окутывает не облако, а на землю спускается мрак. И вместо Божественного голоса с неба, раздается предсмертный крик Иисуса. Самое удивительное, что Божественность Иисуса смог распознать и провозгласить только римский солдат, наблюдавший за Его смертью:
“Человек сей, был Сын Божий”.
Именно он первым в повествовании понял самую главную Его весть: кто есть Иисус. Иисус из Назарета, умерший за своих друзей и врагов, Мессия и распятый Сын Божий.
После этого, тело Иисуса помещают в гроб. И в первый день недели, две женщины прежде следовавшие за ним, пришли к гробу и обнаружили его пустым. А камень отваленным.
Ангел возвещает, что Иисуса в гробе нет. Он воскрес из мёртвых. Ангел повелевает женщинам идти и рассказать другим ученикам радостную весть, что Иисус жив и что встретится с ними в Галилее.
Конечно же, женщины ошеломлены и взволнованы. Марк пишет, что они выбежали из гроба в трепете и ужасе, и от страха никому ничего не сказали.
Собственно, тут и заканчивается книга. Ученики Иисуса тоже в страхе и замешательстве, как и в конце первого и второго актов.
Если вы откроете Библию, то увидите, что Евангелие от Марка содержит продолжение финала книги, где Иисус является ученикам и разговаривает с ними. Тут небольшое примечание: это завершение не было частью оригинального текста. Оно было найдено в более поздних и менее надежных рукописях.
Возможно, оригинальная концовка книги была потеряна. Возможною Марк так и не дописал историю, а вероятнее всего, такая резкая концовка была нужна, чтобы донести основную мысль: всё повествование призвано подчеркнуть весть, которая от начала до конца ставило в тупик учеников в Иисуса.
Вот так и заканчивается этот рассказ, без последней точки.
Он заставляет читателя попытаться оценить это неожиданное и шокирующие утверждение об Иисусе. Убежите ли вы, как убежали ученики, или признаете Иисуса своим царем и пойдете провозглашать благую весть о Нем.
Только вы сможете ответить на этот вопрос.
Это было Евангелие от Марка.